Ищите противоречия!

Армянская история предшествующая периоду христианства сегодня изучается либо через иноземные источники (Страбон, Геродот, Плутарх и т.д), либо через христианские источники (Агатангелос, Бюзанд, Хоренаци и др. ). Оригинальная историография изучаемого периода была полностью уничтожена христианскими фанатиками, а оставшиеся в цитатах фрагменты, за малым исключением, искажены до неузнаваемости.

Фактически армяне, для понимания собственной истории, вынуждены производить реконструкцию опираясь в первом случае на источники принадлежащии политическим противникам, а во втором случае противникам идеологическим. 

Вряд ли стоит надеяться, что опираясь на эти источники можно составить себе хоть какое-то объективное представление. Тем не менее есть методы благодаря которым можно добиться определённых результатов. Один из этих методов заключается в поиске противоречий содержащихся в этих источниках.

Так например Плутарх (Сравнительные жизнеописания) без устали рассказывает о героизме римского полководца Лукулла в битве с трусливыми армянами Тиграна Великого. Один из этих фрагментов процитирую:
"Взой­дя на холм [речь о Лукулле - А.Р] и встав на такое место, кото­рое ото­всюду было хоро­шо вид­но, он вскри­чал: «Победа наша, наша, сорат­ни­ки!» С эти­ми сло­ва­ми он повел сол­дат на бро­не­нос­ную кон­ни­цу, нака­зав при этом не пус­кать боль­ше в ход дро­ти­ков, но под­хо­дить к вра­гу вплот­ную и разить мечом в бед­ра и голе­ни — един­ст­вен­ные части тела, кото­рые не закры­ва­ла бро­ня. Впро­чем, во всем этом не ока­за­лось надоб­но­сти: бро­не­нос­ные всад­ни­ки не дожда­лись напа­де­ния рим­лян, но с воп­ля­ми обра­ти­лись в постыд­ней­шее бег­ство, вре­зав­шись со сво­и­ми отя­го­щен­ны­ми бро­ней коня­ми в строй сво­ей же пехоты, преж­де чем та успе­ла при­нять какое-либо уча­стие в сра­же­нии. Так без про­ли­тия кро­ви было наго­ло­ву раз­би­то столь огром­ное вой­ско. Тиг­ра­но­вы вои­ны бежа­ли, или, вер­нее, пыта­лись бежать, — из-за густоты и глу­би­ны сво­их рядов они сами же себе не дава­ли доро­ги, — и нача­лась страш­ная рез­ня. Тиг­ран в нача­ле бит­вы пустил­ся в бег­ство в сопро­вож­де­нии немно­гих спут­ни­ков. Увидев, что сын делит с ним его беду, он снял со сво­ей голо­вы диа­де­му и, про­сле­зив­шись, вру­чил ему, при­ка­зав спа­сать­ся дру­гой доро­гой, исполь­зуя любую воз­мож­ность."
и дальше Плутарх добавляет:
"Фило­соф Антиох в сочи­не­нии «О богах», гово­ря об этой бит­ве, утвер­жда­ет, что солн­це еще не виде­ло ей подоб­ной, а дру­гой фило­соф, Стра­бон, в «Исто­ри­че­ских запис­ках» рас­ска­зы­ва­ет, что сами рим­ляне чув­ст­во­ва­ли себя при­сты­жен­ны­ми и сме­я­лись над собою, отто­го что под­ня­ли ору­жие про­тив тако­го сбро­да."
Ну и далее в том же духе - "Захват Тигранакерта", переход на сторону Лукулла арабов, софенцев и гордиенцев, потом ещё "два­жды или три­жды раз­бил армян, кото­рые осме­ли­ва­лись на него напа­дать", потом:
"Лукулл неод­но­крат­но пытал­ся вызвать армян на бой, окру­жая их лагерь рва­ми или разо­ряя стра­ну у них на гла­зах; одна­ко они, после того как он столь­ко раз нано­сил им пора­же­ния, сиде­ли смир­но."




Потом уже возле армянской столицы Арташат от Лукулла позорно бежали "мар­дий­ские луч­ни­ки на конях и ибе­рий­ские копей­щи­ки, на кото­рых — сре­ди ино­пле­мен­ных сол­дат — Тиг­ран воз­ла­гал осо­бые надеж­ды, как на самых воин­ст­вен­ных."

Потом Лукулл
" уда­рил на атро­па­тен­цев, чьи луч­шие силы нахо­ди­лись как раз про­тив него, и сра­зу же нагнал на них тако­го стра­ха, что они побе­жа­ли преж­де, чем дошло до руко­паш­ной. Три царя участ­во­ва­ли в этой бит­ве про­тив Лукул­ла, и постыд­нее всех бежал, кажет­ся, Мит­ридат Пон­тий­ский, кото­рый не смог выдер­жать даже бое­во­го кли­ча рим­лян. Пре­сле­до­ва­ние про­дол­жа­лось дол­го и затя­ну­лось на всю ночь, пока рим­ляне не уста­ли не толь­ко рубить, но даже брать плен­ных и соби­рать добы­чу. По утвер­жде­нию Ливия, если в пер­вой бит­ве поте­ри непри­я­те­ля были мно­го­чис­лен­нее, то на этот раз погиб­ли и попа­ли в плен более знат­ные и вид­ные люди."


Потом Лукулл " рас­ки­нул у стен Ниси­биды лагерь и пустил в ход все при­е­мы осад­но­го искус­ства; вско­ре город был взят при­сту­пом.".




И знаете чем кончилось это победное шествие? Лукулла оклеветали в Риме, а погода в Армении не задалась и поэтому:
"Фим­бри­ан­цы под­ня­ли бунт и поки­ну­ли свое место в строю, ссы­ла­ясь на то, что они уво­ле­ны от служ­бы поста­нов­ле­ни­ем сена­та, а Лукулл не име­ет боль­ше пра­ва при­ка­зы­вать им, посколь­ку про­вин­ции переда­ны дру­гим. Нет тако­го уни­же­ния, кото­ро­му не под­верг бы себя тогда Лукулл: он уго­ва­ри­вал каж­до­го из сол­дат пооди­ноч­ке, с мало­душ­ны­ми сле­за­ми ходил из палат­ки в палат­ку, неко­то­рых даже брал за руку. Но сол­да­ты оттал­ки­ва­ли его руку.."
Ну и потом по логике победных шествий:

"Ему при­шлось мирить­ся с тем, что Тиг­ран опу­сто­ша­ет Кап­па­до­кию, что к Мит­рида­ту вер­ну­лась преж­няя дер­зость — к Мит­рида­ту, о кото­ром он доно­сил сена­ту, что с ним покон­че­но! После это­го доне­се­ния из Рима были отправ­ле­ны долж­ност­ные лица в коли­че­стве деся­ти чело­век для устрой­ства дел в Пон­те, как в стране окон­ча­тель­но поко­рен­ной, а когда они яви­лись, им при­шлось убедить­ся, что Лукулл даже над самим собою не вла­стен — им, как хотят, помы­ка­ют его сол­да­ты.".
В общем Тигран Великий вечно в бегах после позорных поражений, но как-то так сложилось, что в итоге он же и победил!
Уверен, что тут же кто-то вспомнит про последующие победы Помпея и про позор Тиграна... Но, мой совет, не спешите с выводами. Обратите внимание на противоречия!
Будет продолжение

Комментарии

Поделиться

Подпишитесь на мой Телеграмм и узнавайте о новых статьях первыми!

Архив

Показать больше

Анонс

В Кремле происходят необратимые процессы. Можно не сомневаться, что в самом ближайшем будущем мы станем свидетелями крайне интересных событий.

Популярные сообщения