Ищите противоречия!
Армянская история предшествующая периоду христианства сегодня изучается либо через иноземные источники (Страбон, Геродот, Плутарх и т.д), либо через христианские источники (Агатангелос, Бюзанд, Хоренаци и др. ). Оригинальная историография изучаемого периода была полностью уничтожена христианскими фанатиками, а оставшиеся в цитатах фрагменты, за малым исключением, искажены до неузнаваемости.
Фактически армяне, для понимания собственной истории, вынуждены производить реконструкцию опираясь в первом случае на источники принадлежащии политическим противникам, а во втором случае противникам идеологическим.
Вряд ли стоит надеяться, что опираясь на эти источники можно составить себе хоть какое-то объективное представление. Тем не менее есть методы благодаря которым можно добиться определённых результатов. Один из этих методов заключается в поиске противоречий содержащихся в этих источниках.
Так например Плутарх (Сравнительные жизнеописания) без устали рассказывает о героизме римского полководца Лукулла в битве с трусливыми армянами Тиграна Великого. Один из этих фрагментов процитирую:
"Взойдя на холм [речь о Лукулле - А.Р] и встав на такое место, которое отовсюду было хорошо видно, он вскричал: «Победа наша, наша, соратники!» С этими словами он повел солдат на броненосную конницу, наказав при этом не пускать больше в ход дротиков, но подходить к врагу вплотную и разить мечом в бедра и голени — единственные части тела, которые не закрывала броня. Впрочем, во всем этом не оказалось надобности: броненосные всадники не дождались нападения римлян, но с воплями обратились в постыднейшее бегство, врезавшись со своими отягощенными броней конями в строй своей же пехоты, прежде чем та успела принять какое-либо участие в сражении. Так без пролития крови было наголову разбито столь огромное войско. Тиграновы воины бежали, или, вернее, пытались бежать, — из-за густоты и глубины своих рядов они сами же себе не давали дороги, — и началась страшная резня. Тигран в начале битвы пустился в бегство в сопровождении немногих спутников. Увидев, что сын делит с ним его беду, он снял со своей головы диадему и, прослезившись, вручил ему, приказав спасаться другой дорогой, используя любую возможность."и дальше Плутарх добавляет:
"Философ Антиох в сочинении «О богах», говоря об этой битве, утверждает, что солнце еще не видело ей подобной, а другой философ, Страбон, в «Исторических записках» рассказывает, что сами римляне чувствовали себя пристыженными и смеялись над собою, оттого что подняли оружие против такого сброда."Ну и далее в том же духе - "Захват Тигранакерта", переход на сторону Лукулла арабов, софенцев и гордиенцев, потом ещё "дважды или трижды разбил армян, которые осмеливались на него нападать", потом:
"Лукулл неоднократно пытался вызвать армян на бой, окружая их лагерь рвами или разоряя страну у них на глазах; однако они, после того как он столько раз наносил им поражения, сидели смирно."
Потом уже возле армянской столицы Арташат от Лукулла позорно бежали "мардийские лучники на конях и иберийские копейщики, на которых — среди иноплеменных солдат — Тигран возлагал особые надежды, как на самых воинственных."
Потом Лукулл
" ударил на атропатенцев, чьи лучшие силы находились как раз против него, и сразу же нагнал на них такого страха, что они побежали прежде, чем дошло до рукопашной. Три царя участвовали в этой битве против Лукулла, и постыднее всех бежал, кажется, Митридат Понтийский, который не смог выдержать даже боевого клича римлян. Преследование продолжалось долго и затянулось на всю ночь, пока римляне не устали не только рубить, но даже брать пленных и собирать добычу. По утверждению Ливия, если в первой битве потери неприятеля были многочисленнее, то на этот раз погибли и попали в плен более знатные и видные люди."
Потом Лукулл " раскинул у стен Нисибиды лагерь и пустил в ход все приемы осадного искусства; вскоре город был взят приступом.".
И знаете чем кончилось это победное шествие? Лукулла оклеветали в Риме, а погода в Армении не задалась и поэтому:
"Фимбрианцы подняли бунт и покинули свое место в строю, ссылаясь на то, что они уволены от службы постановлением сената, а Лукулл не имеет больше права приказывать им, поскольку провинции переданы другим. Нет такого унижения, которому не подверг бы себя тогда Лукулл: он уговаривал каждого из солдат поодиночке, с малодушными слезами ходил из палатки в палатку, некоторых даже брал за руку. Но солдаты отталкивали его руку.."
Ну и потом по логике победных шествий:
"Ему пришлось мириться с тем, что Тигран опустошает Каппадокию, что к Митридату вернулась прежняя дерзость — к Митридату, о котором он доносил сенату, что с ним покончено! После этого донесения из Рима были отправлены должностные лица в количестве десяти человек для устройства дел в Понте, как в стране окончательно покоренной, а когда они явились, им пришлось убедиться, что Лукулл даже над самим собою не властен — им, как хотят, помыкают его солдаты.".
В общем Тигран Великий вечно в бегах после позорных поражений, но как-то так сложилось, что в итоге он же и победил!
Уверен, что тут же кто-то вспомнит про последующие победы Помпея и про позор Тиграна... Но, мой совет, не спешите с выводами. Обратите внимание на противоречия!
Комментарии
Отправить комментарий