Дипломатические усилия Байдена на Южном Кавказе

Последний день саммита Большой Двадцатки (G20) в Риме оказался весьма интересен в контексте событий происходящих на Южном Кавказе и вокруг Турции. Причём интересен настолько, что пришлось два дня переваривать информацию и расставлять по полочкам, чтобы получить цельную картину происходящего. Начнём по порядку...

Как известно лидер Турции уже довольно продолжительное время стремился встретиться с президентом США, однако всякий раз получал отказ. Между тем о скорейшей необходимости встречи писали турецкие СМИ связывая девальвацию лиры и, в общем, экономическое состояние Турции именно с кризисом в отношениях Турции и Запада (главным образом с США). 

Французская Le Figaro ещё в июне этого года весьма интересно расшифровывает мотивы Эрдогана

"Президент Турции, чья казна практически пуста, желает, в частности, продлить миграционное соглашение, подписанное в 2016 году с Европейским союзом."  

 Напомню, что по этому соглашению ЕС, поддавшись на откровенный шантаж Эрдогана, взяло на себя обязательство направить в турецкую казну $ 6 миллиардов, если только тот остановит миграционные потоки сирийских беженцев к границам Европы.  (Турция выполнила свои обязательства не в полном объёме и не досчиталась 1,5 миллиарда из этой суммы).

Теперь в условиях усугубляющегося экономического кризиса, коррупционных скандалов, нарастающего недовольства населения Турции и, как следствие, рекордного снижения рейтинга, Эрдоган предпринимает отчаянные попытки исправить положение. 

$6 миллиардов по новому миграционному соглашению теперь уже конечно не спасут "отца демократии", но в привязке к иным источникам могут сослужить неплохую службу. В частности груз, хотя бы этих 6 миллиардов, не почувствует на себе пребывающий в упоительной эйфории и поющий оды Эрдогану, народ Азербайджана. 

Но и этого мало! Эрдогану нужны большие деньги, Эрдогану нужно исправлять положение, поднимать рейтинги + налаживать отношение с Западом поскольку до очередных президентских выборов в Турции осталось всего ничего - год с небольшим. Одним словом Эрдогану нужен Байден, а Байден отказывается с ним встречаться!

Вот и накануне саммита G20 и непосредственно во время саммита не было и речи о том, что встреча состоится. Пресс-секретарь Белого Дома Джен Псаки опровергала слухи о возможной встрече президентов  в Риме и выражала сомнения относительно возможности встречи  на полях Конференции по климату в Глазго открытие которого было запланировано на 1 ноября, то есть сразу после саммита G20. 

Однако поздним вечером 30 октября, неожиданно, представители Белого Дома сообщили, что встреча Байден - Эрдоган состоится ранним утром 31 октября. Тогда, в своей статье "Ради чего Байден изменил своё расписание? ", я выразил мнение, что причиной стало нечто выходящее за рамки той повестки, которую анонсировали СМИ - "проблемы относящиеся к закупкам F35, и по российским ЗРС С400, и по противостоянию в Сирии, и по курдским военным формированиям, и по Греции, и по Кипру.".

Итак, утро 31 октября. Байден и Эрдоган перед встречей позируют для фото. 

Президент США Джо Байден и президент Турции Тайип Эрдоган позируют для фото во время двусторонней встречи на полях саммита лидеров G20 в Риме, Италия, 31 октября 2021 года. REUTERS / Kevin Lamarque

Один из журналистов задаёт Байдену вопрос: "Как вы относитесь к сближению Турции с Россией?". Байден словно не слышит. Журналист громче повторяет свой вопрос, но Байден разворачивается и уходит в комнату для переговоров 
за закрытыми дверями, без представителей прессы.
Запланированы были всего 20 минут, но встреча продлилась 1 час 20 минут, а спустя ещё 1 час на сайте Белого Дома появилось выдержанное согласно всем канонам дипломатической этики, но, в то же время, чрезвычайно сухое и лаконичное сообщение, которое, однако, не обмануло моих ожиданий:

"Президент Джозеф Р. Байден-младший встретился сегодня с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом в кулуарах саммита G20. Президент Байден подчеркнул свое желание поддерживать конструктивные отношения, расширять сферы сотрудничества и эффективно разрешать наши разногласия. Он выразил признательность Турции за почти двадцатилетний вклад в миссию НАТО в Афганистане. Лидеры обсудили политический процесс в Сирии, доставку гуманитарной помощи нуждающимся афганцам, выборы в Ливии, ситуацию в Восточном Средиземноморье и дипломатические усилия на Южном КавказеПрезидент Байден подтвердил необходимость продолжения партнёрства в сфере обороны и подчеркнул важность Турции как союзника по НАТО, но, при этом, отметил озабоченность США по поводу наличия у Турции российской ракетной системы С-400. Он также подчеркнул важность сильных демократических институтов.".

В отличие от этого, турецкая сторона выплеснула целый поток информации относящейся к переговорам за закрытыми дверями. Согласно этой информации, во первых, США согласились на поставку самолётов F16 (удивительно, что не F35), хотя чуть позже, сам Эрдоган выразился по этому поводу намного, гораздо, несравнимо более сдержанно: "Я увидел позитивный подход Байдена". 

Во вторых, оказывается в результате этих переговоров США больше не будут поддерживать сирийских курдов, в третьих стороны договорились об увеличении объёма двусторонней торговли.

В общем, как не посмотри, президент Турции "одерживает победу за победой" на внешнеполитической арене, что не удивительно. Сейчас не те времена, чтобы сообщать об очередном фиаско.

 Между тем переговоры для Эрдогана, мягко говоря, были провальными. Причём провал был столь болезненен для Эрдогана, что он отказался от участия в Конференции по климату в Глазго и, сославшись на недостаточную степень обеспечения безопасности со стороны Великобритании, приказал направить свой самолёт обратно в Анкару.

Однако, следует учесть, что и Байден не смог получить от Эрдогана то, что желал и ради чего ввёл изменения в своё расписание и встретился с Эрдоганом. Что же хотел Байден?

"Дипломатические усилия на Южном Кавказе" - именно это предложение отсутствовало во всех анонсах к предстоящей встрече и именно крайняя необходимость немедля отреагировать на события происходящие на Южном Кавказе заставило Джо Байдена изменить своё расписание и назначить встречу Эрдогану.

Два события произошедшие 30 октября предшествовали решению Джо Байдена. Первое из них это проходящий в Ереване митинг и шествие внепарламентской оппозиции "Азгаин Бевер" прошедший с флагами Евросоюза, США, Франции, Греции и даже Ирана.


Протестующие обвиняли власть в намерении 9 ноября подписать договор при посредничестве Москвы. Согласно этому договору, якобы, Азербайджан получит экстерриториальный коридор через Мегри, который свяжет Азербайджан с Нахиджеваном и Турцией.

Можно не сомневаться, что у Кремля действительно есть желание содействовать созданию коридора, тем более, что обеспечивать безопасную эксплуатацию, как предполагается будут российские военные. Однако, прежде чем перейти к решению этой задачи, Россия, Турция и Азербайджан прикладывают усилия для обеспечения переговорного формата 3+3 (Армения, Азербайджан, Грузия + Россия, Турция, Иран), который, согласно плану, похоронит Минскую группу ОБСЕ и вытеснит из региона США и Францию. И именно здесь Пашинян и вся его администрация испытывают огромное давление со стороны Кремля.

Необходимо понимать, что и Армения, и Азербайджан на данном этапе только тем и занимаются, что тянут время в ожидании действий мировых центров сил. Ильхам Алиев притормаживает процессы в рамках Минской группы и не поддаётся давлению со стороны США и Франции. В то же время Никол Пашинян всячески противостоит стараниям, в первую очередь России, перевести процесс в формат 3+3. Однако понятно, что ни у Алиева, ни у Пашиняна нет достаточных ресурсов для того, чтобы бесконечно выдерживать давление.

Со всем этим связано и второе событие состоявшееся 30 октября. Но это уже было в кулуарах самого саммита. И это встреча Эрдогана с министром иностранных дел России Лавровым, которые не скрывали, что обсуждали проблемы касающиеся ситуации на Южном Кавказе. И можно не сомневаться в том, что стороны договорились не уступать своих позиций на Южном Кавказе и довести дело до формата 3+3.

Байден не мог не понимать, что первое событие это сигнал говорящий о том, что Ереван с трудом выдерживает натиск и близок к тому, чтобы подписаться под форматом 3+3 и попробовать внутри этого формата отстаивать свои интересы, если только не будет предпринято энергичных действий со стороны двух представителей Минской группы - Франции и США. Беспокойство Еревана нельзя не понять в особенности тогда, когда последнее заявление Минской группы датирутся аж 8-ым октября. В тексте этого заявления сказано о необходимости организовать встречу Пашинян - Алиев, но с тех пор, в этом направлении, не предпринято никаких видимых шагов. У Еревана есть повод думать, что США и Европа более не заинтересованы в процессах происходящих на Южном Кавказе, а значит пришло время принять решение и идти по пути наименьшего сопротивления.

Вместе с тем Байден, безусловно, был в курсе того о чём говорили Лавров с Эрдоганом. И именно этим обусловлено решение встретиться с Эрдоганом. Байден требовал от Эрдогана не препятствовать миссии Минской группы и отказаться от формата 3+3, а заодно отказаться и от планов на, так называемый, Зангезурский коридор. 

Однако прав оказался политический аналитик израильской газеты Haaretz Зви Барел, заглавия статьи которого достаточно для цитирования здесь - "Эрдоган не вздрогнет от санкций, но экономика Турции рушится.". И действительно, Эрдоган после переговоров показал оскал присущий настоящему серому волку, заявив, что формат 3+3 для Армении единственно возможный мирный выход из ситуации. Эрдоган повышает ставки и не исключено, что провал в экономической политике он попробует нивелировать через успехи во внешней политике.

Аналитики говорят, что Эрдоган попытается обострить ситуацию в Сирии, но я не исключаю, что главным направлением будет именно Армения. Надеюсь в администрации Пашиняна это прекрасно понимают и предпринимают все необходимые действия для подготовки к войне.

Ситуация более чем сложная, но...       

Джо Байден, президент США. БРЕНДАН СМИАЛОВСКИЙ / AFP

Хочу обратить внимание на то, что на саммите G20 речь президента США была посвящена именно созданию Устойчивых транспортных коридоров для международной торговли. Говорилось о необходимости повышения эффективности по всей цепи поставок и диверсификации направлений...

 ."Our supply chain should be: one, diversified, so that we’re not dependent on any one single source that might cause a failure..."

В Информационном бюллетене Белого дома есть некоторые любопытные уточнения. В нём дословно сказано...

"Президент Байден с самого первого дня в качестве главного приоритета своей администрации избрал деятельность по обеспечению стабильности работы транспортных узлов.  Сегодня президент проводит саммит по стабильности глобальной цепи поставок с Европейским союзом и 14 странами-единомышленниками, чтобы способствовать более широкому международному сотрудничеству в отношении краткосрочных сбоев в цепи поставок и наметить курс на укрепление и диверсификацию всей экосистемы международной торговли... "

Благодаря этой цитате, мы можем понять мотивацию и логику действий Байдена не только по части обеспечения стабильности международной торговли как таковой, но и резонность тех или иных действий, которые, на первый взгляд, не имеют никакого отношения к главному приоритету администрации Байдена, но, на самом деле, направлены на разрешение именно этой задачи. Перед тем как опустить железную занавесь, необходимо диверсифицировать и стабилизировать торговые маршруты !

Граница между Ираном и Арменией это важнейший узел для диверсификации торговых маршрутов. США и Евросоюз не намерены уступить этот узел ни туркам, ни русским, и Большая Игра всё ещё впереди.

Фраза "дипломатические усилия на Южном Кавказе" в тексте сообщения Белого Дома это не просто фраза, это послание Еревану.

_____________________________________________________________________________

И вот уже сегодня 02.11.2021 в Ереван прибыла представительная делегация во главе с заместителем помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии. Эрика Олсон, которая посетит Армению, Азербайджан и Грузию для развития регионального сотрудничества и обсуждения двусторонних вопросов.

Как сообщает пресс-служба посольства США в Армении, в Ереване, Олсон примет участие в региональной встрече глав американских дипломатически миссий на Южном Кавказе. Встреча пройдет 2-4 ноября при участии посла США в Армении Линн Трейси, посла США в Грузии Келли Дегнан и посла США в Азербайджане Ли Литценбергера, а также главного советника по переговорам по Кавказу (сопредседатель МГ ОБСЕ от США - ред.) Эндрю Шофера и заместителя помощника Вашингтонского офиса USAID Александра Соколовски.

Процесс пошёл!

Подписывайтесь на канал в Телеграм и будьте в курсе !

Комментарии

Поделиться

Подпишитесь на мой Телеграмм и узнавайте о новых статьях первыми!

Архив

Показать больше

Анонс

В Кремле происходят необратимые процессы. Можно не сомневаться, что в самом ближайшем будущем мы станем свидетелями крайне интересных событий.

Популярные сообщения