Совместный доклад Международной обсерватории по правам человека и Фонда гуманитарной помощи о факторах риска, связанных с преступлением геноцида в Республике Арцах.


 

Вступление 

 Настоящий доклад является результатом совместной работы Международной обсерватории по правам человека (International Observatory for Human Rights) и Фонда гуманитарной помощи.  

 “Международная обсерватория по защите прав человека” является частью фонда “Fundación de Altos Estudios en Ciencias Jurídicas”, созданного в Аргентине в 2008 году.  Основные цели Обсерватории включают мониторинг, документирование и анализ нарушений прав человека на национальном и международном уровнях. Тщательно собирая данные и доказательства, обсерватория проливает свет на нарушения, обеспечивая важнейшую платформу для повышения осведомленности и укрепления подотчетности среди правительств, организаций и отдельных лиц.   Обсерватория стремится играть важнейшую роль в рассмотрении дел в международных, региональных и национальных судах, отстаивая справедливость и подотчетность, а также способствуя международному сотрудничеству в целях создания мира, свободного от безнаказанности, где права человека повсеместно уважаются и гарантируются. 

 Фонд гуманитарной помощи (HART) - международная благотворительная организация, занимающаяся вопросами развития, основанная баронессой Кэролайн Кокс в 2004 году, которая является активисткой кампании за права человека, независимым членом Палаты лордов Великобритании и бывшим вице-спикером. HART сотрудничает с местными миротворцами и гуманитарными организациями в шести странах и предоставляет продовольствие, воду, кров и медицинскую помощь, а также поддержку в области образования, средств к существованию и реабилитации инвалидов. HART стоит рядом с местными жителями, оказавшимися под перекрестным огнем конфликтов, отстаивает их стремления к устойчивым изменениям и прославляет их видение светлого будущего. 

 В настоящем отчете представлен всесторонний анализ факторов риска, связанных с потенциальным преступлением геноцида в Республике Арцах (Нагорный Карабах).  

Применяя систему анализа злодеяний с особым акцентом на геноцид, настоящий отчет призван пролить свет на коренные причины, предпосылки и международные показатели риска, имеющие отношение к потенциальному совершению геноцида. Изучая общие факторы риска, такие как ситуация вооруженного конфликта, записи о нарушениях прав человека, мотивы, возможности для совершения такого преступления, отсутствие смягчающих обстоятельств, а также специфические факторы преступления геноцида, анализ обеспечивает детальное понимание сложной динамики, способствующей повышению риска геноцида.  

 Выводы направлены на информирование Специального советника Генерального секретаря ООН по предупреждению геноцида и других соответствующих учреждений в рамках Организации Объединенных Наций и других международных организаций, а также на руководство целенаправленными превентивными действиями по предотвращению этого чудовищного преступления. Принимая упреждающие меры, заинтересованные стороны могут коллективно работать над предотвращением геноцида и защитой уязвимых групп населения в Республике Арцах (Нагорный Карабах).

Основываясь на представленном анализе, доклад завершается рекомендацией ввести в действие механизм раннего предупреждения в соответствии с мандатом Специального советника по предупреждению геноцида, чтобы довести эту ситуацию геноцида, возникшую в результате незаконной осады Лачинского коридора, до сведения Генерального секретаря и, через него, в Совет Безопасности.

I. Соответствующие общие факторы риска:  

 1. Существование международного вооруженного конфликта и недавно разразившийся гуманитарный кризис.  

 Арцахский конфликт (также известный как нагорно-карабахский конфликт) имеет долгую историю, восходящую к началу 20-го века, но перерос в полномасштабную войну в конце 1980-х и начале 1990-х годов. 

В 1988 году Нагорно-Карабахская автономная область приняла постановление о передаче ее из состава Азербайджанской Социалистической Республики в состав Армянской Социалистической Республики. Это спровоцировало серию ожесточенных столкновений между армянами и азербайджанцами.  

По мере обострения конфликта Азербайджан прибегал к этническому насилию и насильственному перемещению армян, что приводило к значительным жертвам и крупномасштабным перемещениям населения.  В 1991 году и Армения, и Азербайджан провозгласили независимость от Советского Союза.  

 С тех пор усилия по поиску мирного урегулирования конфликта продолжались в течение многих лет, при посредничестве Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются Франция, Россия и Соединенные Штаты. Однако многочисленные переговоры и соглашения не привели к долгосрочному решению. Статус Арцаха остается спорным вопросом, поскольку Армения выступает за самоопределение и признание Республики Арцах, а Азербайджан настаивает на сохранении своего контроля над территорией. 

 В сентябре 2020 года Азербайджан решил вновь прибегнуть к силе и предпринял крупномасштабное военное нападение на Республики Арцах и Армению. Шестинедельная война закончилась заявлением о прекращении огня при посредничестве России 9 ноября 2020 года. Сентябрьско-ноябрьская война привела к существенным выгодам для Азербайджана, включая оккупацию значительной части территории Республики Арцах. Российские миротворческие силы были развернуты в Арцахе для наблюдения за прекращением огня и обеспечения стабильности. 

 Однако на сегодняшний день статус Республики Арцах остается нерешенным, и ни заявление о прекращении огня, ни развертывание миротворцев не привели к установлению мира в регионе.  Хотя ожидается, что переговоры о долгосрочном политическом решении продолжатся, ситуация на местах не стабилизировалась с конца сентября. Перестрелки через границу, неоднократные нарушения режима прекращения огня, прямые нападения на гражданских лиц и угрозы гражданскому населению носят повседневный характер.

Начиная с 12 декабря 2022 года Азербайджан предпринял очередную провокацию, приведшую к серьезной гуманитарной катастрофе в Республике Арцах.  В частности, власти Азербайджана заблокировали единственный сухопутный маршрут, соединяющий Арцах с Арменией и внешним миром.  Первоначально это было сделано под инсценированным предлогом протестов, организованных спонсируемыми государством “экоактивистами”, оккупировавшими участок коридора Бердзор/Лачин недалеко от города Шуши. Затем непосредственно азербайджанскими вооруженными силами и службой пограничного контроля, которые незаконно заблокировали мост через реку Хакари, расположенный вдоль коридора Бердзор/Лачин, и установили несанкционированный контрольно-пропускной пункт 23 апреля 2023 года, что является явным нарушением Трехстороннего соглашения о прекращении огня от 2020 года.  

 Более того, 15 июня 2023 года Азербайджан обострил ситуацию в Лачинском коридоре, спровоцировав инцидент, использованный для обеспечения полной изоляции линии жизни Арцаха. Это привело к абсолютному блокированию гуманитарного доступа, включая поставки продовольствия, медикаментов и других товаров первой необходимости, к и без того уязвимому населению. Как МККК, так и российским миротворческим силам в течение длительного времени было запрещено доставлять гуманитарную помощь.  В результате все население Арцаха, включая 30.000 детей и 20.000 пожилых людей, в настоящее время остается со скудными и быстро истощающимися запасами, что делает их крайне восприимчивыми к голоду и дальнейшим невыразимым страданиям. 

 Наряду с продолжающейся блокадой коридора Азербайджан намеренно разрушил жизненно важную инфраструктуру Арцаха (подачу природного газа и электроэнергии, интернет и мобильную связь) с целью дальнейшего обострения гуманитарной ситуации и причинения чрезмерных человеческих страданий народу Арцаха. Более того, семьи были разлучены, и дети не могли воссоединиться со своими родителями. Из-за нехватки энергии и газа дети не могли посещать школу в холодную погоду, поскольку отсутствие отопления привело к закрытию почти всех учебных заведений. Многие люди (17000 человек) потеряли работу во время блокады.  Общие страдания армян Арцаха из-за блокады равносильны бесчисленному количеству нарушений прав человека и, возможно, международным преступлениям геноцида.

Незаконная осада Лачинского коридора вызывает серьезный гуманитарный кризис, который углубляется с каждым днем. Блокада направлена против всего этнического армянского населения Республики Арцах, намеренно создавая для него условия жизни, рассчитанные на полное физическое уничтожение, что, возможно, представляет собой преступление геноцида. Преступные действия в рамках блокады начались почти восемь месяцев назад.  Параллельно с блокадой Азербайджан регулярно применяет силу и усиливает угрозы применения силы против народа Арцаха, стремясь очистить регион от любого армянского населения, о чем заявил президент Ильхам Алиев в нескольких публичных выступлениях.  Публичные выступления Ильхама Алиева, воплощенные в такие действия, как блокада, постоянные нарушения трехстороннего соглашения о прекращении огня от ноября 2020 года и уничтожение армянского культурного наследия в Арцахе, ясно и неоспоримо демонстрируют двойственное - общее и особое - намерение, требуемое положениями, определяющими элементы преступления геноцида.  

 Учитывая однородную этническую принадлежность населения Арцаха и учитывая давнюю напряженность между азербайджанцами и армянами, эта блокада служит основанием для совершения преступления геноцида. Однако это преступление не следует рассматривать как спонтанный и изолированный акт.  Это один из эпизодов широкомасштабных и систематических нападений Азербайджана на народ Арцаха, совершенных за последние 30 лет.  Эти преступные действия также подпадают под контекст преследований армян в регионе, которые начались раньше, но достигли пика с Геноцидом армян в 1915-1923 годах. 

 Непризнание Геноцида армян не только его исполнителями, но и большей частью международного сообщества, а также отсутствие какой-либо формы ответственности и возмещения ущерба жертвам оказали непосредственное влияние на более позднюю историю Арцаха. Геноцид не всегда проявляется как единичное массовое убийство. Обычно такие акты являются следствием процесса, который начинается с юридической и фактической дискриминации группы людей из-за их идентичности. Это относится к Арцаху и его большинству этнических армянских жителей.

2. Зафиксированы серьезные нарушения Азербайджаном международных норм в области прав человека и гуманитарного права. 

 Ситуация с правами человека в Азербайджане всегда была предметом озабоченности международных правозащитных организаций. Существуют текущие проблемы и вызовы в нескольких областях, таких как свобода выражения мнений и свобода средств массовой информации, право на мирные собрания, дискриминация и т.д. Журналисты, блогеры, активисты и даже обычные граждане, которые критикуют правительство или освещают деликатные темы, сталкиваются с преследованиями, запугиванием и тюремным заключением. Правительство ввело ограничительное законодательство и использовало такую тактику, как обвинения в диффамации, чтобы заставить замолчать инакомыслящих. Организации гражданского общества и правозащитники сталкивались с препятствиями в своей работе.  Кроме того, дискриминация и насилие в отношении маргинализированных групп, включая женщин, представителей ЛГБТ+ и этнических меньшинств, по-прежнему вызывают озабоченность. Многие азербайджанцы живут за границей, в основном в Европе, и они боятся, что их могут депортировать в Баку из-за их заявлений против режима Алиева в социальных сетях.

 Эти и все другие серьезные нарушения прав человека стали предметом недавних докладов международных правозащитных организаций, таких как Human Rights Watch и Amnesty International.

 Случаи хорошо задокументированных нарушений прав человека Азербайджаном не только демонстрируют азербайджанское наследие нарушений прав человека в целом, но и отражают общий контекст ненависти к армянам, которая широко известна под термином армянофобия и составляет государственную политику Азербайджана.    

 Более того, во время войны 2020 года в Арцахе и нападений 13 и 14 сентября 2022 года в Республике Армения азербайджанские солдаты совершили военные преступления и преступления против человечности, которые явно были мотивированы ненавистью к армянской идентичности. Преступления были совершены не только против солдат, но и против гражданских лиц, а затем опубликованы в Интернете с целью запугивания, вселения страха в армянское население, унижения и прославления их преступных действий. Некоторые из случаев общеизвестны, поскольку они были распространены в социальных сетях, таких как Telegram и Twitter, и они были проверены соответствующими организациями, такими как Bellingcat.

 Азербайджанские солдаты без суда казнили армянских гражданских лиц и солдат;  обезглавливали мирных жителей; оскверняли тела погибших армянских солдат, отрезая им уши, наступая на них и нанося удары; и применяли психологические и физические пытки к гражданским лицам (отрезая им уши и перерезая горло, пока они были еще живы)  и военным  (нанося им раны, оскорбляя их этническую принадлежность и принуждая их говорить “Карабах - это Азербайджан”) среди многих других ужасающих действий, видеозаписи которых до сих пор доступны в Интернете. Широко распространенное физическое и психологическое насилие, применявшееся азербайджанскими солдатами во время войны, до сих пор не наказано. Международное сообщество еще не выразило своего осуждения за зверства, совершенные азербайджанцами, и не обеспечило и/или не поддержало какой-либо процесс отправления правосудия в отношении жертв.

Кроме того, поступали различные сообщения и утверждения относительно применения различных видов оружия и тактики во время конфликта, включая применение белого фосфора. Белый фосфор является весьма спорным веществом при использовании в качестве оружия, поскольку он может вызвать серьезные ожоги и другие травмы, особенно при контакте с кожей человека, что потенциально может привести к долговременным физическим и психологическим травмам. Это также может привести к возникновению пожаров, которые трудно контролировать, подвергая риску гражданское население и его окрестности. Применение белого фосфора в населенных районах или против гражданских объектов запрещено международным правом.

 Хотя боеприпасы с белым фосфором, как утверждается, использовались Азербайджаном для поджога лесов, это свидетельствует о полном пренебрежении к экосистеме при уничтожении автохтонной флоры и фауны. Аналогичным образом, разрушение окружающей среды - это тактика, используемая для изгнания ее обитателей, поскольку поддерживать жизнь в пострадавших районах невозможно. Тем не менее, есть сообщения о том, что 87 армянских солдат получили ожоговые травмы, связанные с применением белого фосфора во время 44-дневной войны. Этим пострадавшим была оказана медицинская помощь в Ереване, и 9 из них скончались из-за ожогов. 6 ноября 2020 года тогдашний омбудсмен Армении Армен Татоян упомянул, что это оружие массового поражения было применено в жилых районах гражданского населения.  Среди них общины Ннги, Сгнах, Акнахбюр, Тагавард, Тог, Карин Так, леса которых находятся в непосредственной близости от населенных пунктов, на расстоянии до 100 метров.

 В контексте этих действий можно сделать вывод о намерении Азербайджана причинить чрезмерные страдания и физический и психологический ущерб армянским солдатам и гражданским лицам путем применения этого химического оружия. Несмотря на противоречивые утверждения относительно использования белого фосфора, определение географического места и времени возникновения пожаров, установленные на спутниковых снимках, показывает, что применение было осуществлено, на первый взгляд, Азербайджаном.

Учитывая эти действия и историческое словесное и физическое насилие, можно утверждать, что Азербайджан проводит постоянную, систематическую и историческую политику геноцида против армян, которая достигла своего пика с нынешней осадой Арцаха.  Полная изоляция этой территории, которая началась в декабре 2022 года с блокады единственного сухопутного пути сообщения между Арцахом и Арменией и усилилась с установлением контрольно-пропускного пункта в апреле этого года, является воплощением насилия, применяемого против армян Арцаха. С точки зрения насилия нет ничего более насущного, чем медленная смерть от голода, изоляции, отсутствия доступа к медицине и всеобщих физических и психологических пыток, вызванных блокадой. 

 Уничтожение армянской собственности, культурных объектов и наследия в Арцахе является еще одним важным преступлением, заслуживающим упоминания.  В нескольких отчетах и заявлениях национальных и международных организаций, как правительственных, так и неправительственных, говорилось о систематическом уничтожении культурного наследия - включая, но не ограничиваясь этим, церкви и знаменитые традиционные каменные кресты, известные как хачкары - азербайджанцами, что явно направлено на стирание самобытности этнических армян на этих территориях.  

 С 1991 года Азербайджан неуклонно и систематически уничтожает собственность и культурное наследие. Однако нескольких примеров будет достаточно, чтобы четко заявить, что Азербайджан проводит жесткую политику стирания, фальсификации и уничтожения армянской идентичности посредством уничтожения культурных объектов и собственности.  

 Среди многих других случаев есть хорошо задокументированный пример разрушения Старого кладбища Джуга/Джульфа в Нахичевани, на котором когда-то хранилась самая большая в мире коллекция хачкаров 15-го и 16-го веков. Разрушение было признано и осуждено Международным советом по памятникам и достопримечательным местам, Европейским парламентом и сообщениями международной прессы, которые осудили действия Азербайджана как “худший культурный геноцид 21-го века”.

 Война 2020 года и ее последствия ничем не отличаются от вышеупомянутого события. Несколько видеороликов, опубликованных, скорее всего, самими преступниками, демонстрируют систематическое неуважение и уничтожение армянского культурного наследия в регионе.  Среди прочих действий азербайджанские солдаты расстреливали, подвергали вандализму и разрушали памятники, кресты, семейные усыпальницы, церкви, статуи и монументы.

Более того, символический культурный город Нагорного Карабаха Шуши находится под контролем вооруженных сил Азербайджана с 7 ноября 2020 года.   Здесь находится армянский собор Святого Спасителя Казанчецоц, дважды подвергавшийся нападениям во время войны.  С тех пор в Интернете циркулируют изображения актов вандализма в отношении собора. Омбудсмен Арцаха опубликовал специальный публичный доклад, в котором говорится о целенаправленных нападениях Азербайджана на кафедральный собор Шуши как о военном преступлении и преступлении против человечности. 

Более того, Human  Rights  Watch в своем отчете “Азербайджан: нападение на церковь, возможное военное преступление” заявила: “Два отдельных нападения с разницей в несколько часов на кафедральный собор Казанчецоц 8 октября в городе Шуши, также известном как Шуша, свидетельствуют о том, что церковь, гражданский объект, имеющий культурное значение,  был преднамеренной мишенью, несмотря на отсутствие доказательств того, что он использовался в военных целях.” Другой соответствующий специальный публичный отчет об армянском культурном наследии в Арцахе посвящен случаям вандализма и риску разрушения культурного наследия в районах, контролируемых Азербайджаном, таким как памятник Геноциду армян, разрушенный азербайджанскими войсками в Шуши.

3. Стремление Азербайджана захватить территорию Арцаха и освободить этот район от армян.

 При изучении глубинных мотиваций Азербайджана выявляется один четкий стимул — желание захватить территорию Арцаха и избавить ее от любых следов армянского существования. Это может быть вызвано ненасытной жаждой власти, извращенными убеждениями, страхом или подозрительностью.  Важно признать, что такие действия игнорируют ценность человеческой жизни и идут вразрез с фундаментальными принципами, которые международное сообщество приняло после окончания Второй мировой войны, чтобы предотвратить зверства, имевшие место до и во время этого конфликта.  Более того, хотя эти причины совершения преступлений не входят в число обязательных элементов преступления геноцида, специалисты в этой области признали их соответствующими сигналами о геноциде, обычно присутствующими в общем процессе совершения преступления.

Как упоминалось ранее, более тревожным является то, что президент Азербайджана никогда не пытался скрыть свои побуждения к геноциду и настойчиво повторял о своей цели освободить территорию Арцаха от этнических армян.  

 В январе 2021 года в своем обращении к военнослужащим в оккупированном городе Шуша Ильхам Алиев сказал, имея в виду 44-дневную войну и армян: “Сейчас они прячутся, как мыши, поджав губы, не в силах вымолвить ни слова. Мы пришли сюда победителями”, “Мы заставили врага встать перед нами на колени и подписать акт о капитуляции. Именно это и произошло, и унизительный акт капитуляции навсегда войдет в историю”, “Я много раз говорил, в том числе на своих встречах с военными, что если враг не покинет наши земли по собственной воле, мы вытесним его с наших земель. Сила сыграет свою роль, и так оно и произошло”. 

Эти слова являются проявлением ненависти к армянскому населению Арцаха, они демонстрируют манию величия Алиева и его цели геноцида, а также отрицают родовое происхождение автохтонных армян. Высказывания такого рода не единичны, напротив, их легко можно найти на официальном сайте Ильхама Алиева, где его выступления публикуются публично без каких-либо оговорок (https://president.az/en/news/category/speeches ). 

 Другим недавним ярким примером этого служит заявление президента Алиева, сделанное в мае 2022 года, когда он, выступая на открытии нового жилого комплекса для ветеранов войны и их семей в Баку, четко упомянул, что “нашей главной обязанностью было изгнать армян с наших земель”.

 Что касается блокады, Алиев также выразил намерение изгнать армян с их земель и осуществлять контроль над территорией. В интервью, состоявшемся в январе текущего года, он сказал: “Будут созданы условия для тех, кто хочет жить под флагом Азербайджана.  Как и гражданам Азербайджана, их права и безопасность будут обеспечены.  Для тех, кто не хочет становиться нашим гражданином, дорога не закрыта, а открыта. Они могут уйти. Они могут ехать сами, или они могут ехать с миротворцами, или они могут ехать на автобусе. Дорога открыта”. 

Его высказывания относятся к армянам Арцаха и его пониманию их возможности покинуть территорию, несмотря на блокаду. Алиев, полностью контролирующий ситуацию и территорию Арцаха, выдвинул ультиматум его гражданам либо принять азербайджанское гражданство, либо уехать. 28 мая, более чем через месяц после создания контрольно-пропускного пункта на мосту Хакари, Алиев повторил свой ультиматум армянам уехать или получить гражданство: “Подчиняйтесь законам Азербайджана [и] будьте лояльным и нормальным гражданином Азербайджана”. Алиев также добавил, что контрольно-пропускной пункт “должен быть уроком” для армян,  в явном признании того, что его действия являются возмездием за его понимание ‘проступков’ армян.

Таким образом, более чем очевидно, что осуществление незаконной осады Лачинского коридора, создание контрольно-пропускного пункта на мосту через реку Хакари и полное перекрытие дороги с 15 июня 2023 года подтверждает, что государственная политика Азербайджана направлена на совершение геноцида в Арцахе, что, в частности, предполагает стимул к захвату территории Арцаха без присутствия на ней армян.

4. Способность властей Азербайджана совершить преступление геноцида.

Хотя одной военной мощи недостаточно для прогнозирования преступления геноцида, она, тем не менее, может быть способствующим фактором. Для общей оценки военной мощи Азербайджана, доступа к оружию и способности к насилию, возможно, потребуется более глубокий анализ с военной точки зрения. Однако для целей настоящего доклада было бы достаточно упомянуть, что в настоящее время азербайджанская армия находится на территории Республики Арцах. После окончания войны в сентябре – ноябре 2020 года и оккупации значительной части Республики Арцах вооруженные силы Азербайджана развернули в этом районе значительные силы и арсенал, создав десятки военных баз и сотни военных позиций. В результате, в настоящее время она обладает достаточным военным присутствием в окрестностях Арцаха, чтобы достичь стадии массового убийства/истребления, геноцида этнических армян. В этой связи следует подчеркнуть, что контрольно-пропускной пункт на мосту Хакари был создан и эксплуатируется самими вооруженными силами Азербайджана.

С другой стороны, не следует также пренебрегать ограниченными ресурсами, имеющимися в распоряжении Республики Арцах. Армия обороны Республики Арцах была лишена каких-либо значительных военных поставок с момента окончания войны 2020 года. Таким образом, было бы несовместимо даже оценивать эти ресурсы для оборонительных целей против азербайджанских сил.

Важно отметить, что российский миротворческий контингент, дислоцированный на этой территории, имеет чисто гуманитарный мандат и не должен заниматься какой-либо военной деятельностью. Последнее было продемонстрировано во время всех последних военных провокаций и нарушений режима прекращения огня с азербайджанской стороны, когда российские войска воздерживались от каких-либо военных действий даже для предотвращения или прекращения нападений на мирных жителей и гражданские объекты Арцаха.

5. Скрытый характер блокады как основная причина отсутствия какого-либо смягчающего фактора. 

 Несмотря на свои глубокие последствия, блокада Арцаха оставалась в тени, отчаянно требуя признания в глобальном масштабе.  Эта насущная проблема с ее далеко идущими последствиями изо всех сил пыталась добиться глобального признания, которого она по праву заслуживает. Несмотря на его срочность и серьезность, внимание международного сообщества было отвлечено другими неотложными проблемами или отодвинуто на второй план политическим соперничеством. Следовательно, ограниченная видимость препятствовала мобилизации ресурсов, действий и согласованных усилий, необходимых для непосредственного решения проблемы. 

 Неадекватность давления со стороны международного сообщества на Азербайджан привела к ситуации, когда последний явно игнорирует даже решения, принятые международными трибуналами, такими как Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ)30 и Международный суд ООН (МС). Более того, военный контрольно-пропускной пункт на мосту Хакари вскоре после решения Международного суда является явным нарушением Трехстороннего соглашения о прекращении огня от ноября 2020 года и международных принципов и положений, которые Азербайджан добровольно ратифицировал.  

 Это невежество послужило почвой для дальнейшего ухудшения ситуации на местах. Как упоминалось выше, 23 апреля 2023 года Азербайджан в одностороннем порядке заблокировал мост через реку Хакари и установил незаконный контрольно-пропускной пункт в Лачинском коридоре, что привело к полной изоляции населения. Деревни Мец-Шен, Хин-Шен и Егцахог, в которых проживают сотни мирных жителей, в настоящее время в опасной близости от внешнего мира. Это небольшие и не самодостаточные деревни, которые зависят от доступа к Горису (Армения) для получения продовольствия и жизненно важных медикаментов.  Без такого доступа гражданское население деревень страдает от серьезных гуманитарных последствий. 

 Оставшись незамеченным на контрольно-пропускном пункте с 15 июня 2023 года, Азербайджан еще больше обострил гуманитарный кризис, прекратив все потоки важнейшей гуманитарной помощи и оставив и без того уязвимое население Арцаха в состоянии крайней нужды.

Таким образом, отсутствие блокады Арцаха в центре внимания мировой общественности не только увековечивает страдания непосредственно пострадавших, но и создает благоприятную среду для любого потенциального преступления геноцида при отсутствии смягчающих факторов.  

 6. Шаги, предпринятые Азербайджаном в направлении совершения преступления геноцида.  

 Учитывая напряженность арцахского конфликта в анналах истории, действия, инициированные режимом Азербайджана после агрессивной войны 2020 года, являются ничем иным, как подготовительными мероприятиями, постепенно создающими условия, способствующие совершению преступления геноцида, где незаконная осада Лачинского коридора является лишь кульминационным актом.

 Во-первых, следует отметить, что подписание трехстороннего соглашения о прекращении огня от 9 ноября 2020 года не привело к установлению какого-либо прочного режима прекращения огня, и столкновения и нарушения режима прекращения огня Азербайджаном продолжались в различных формах и интенсивности. Самое первое нарушение заявления о прекращении огня произошло почти через месяц после его принятия, когда 11 декабря 2020 года азербайджанские войска оккупировали деревни Хин Тагер и Хцаберд Гадрутского района.  

 Впоследствии многочисленные случаи нападения и убийства гражданских лиц, захвата и похищения отдельных лиц, нападений и разрушения гражданской инфраструктуры и культурного наследия стали доказательством бесполезности этого совместного заявления.   

 Во-вторых, явно срежиссированные выступления спонсируемых государством “экоактивистов”, блокирующих линию жизни между Арцахом и внешним миром и создающих невыносимые условия жизни всему этническому армянскому населению Арцаха, продемонстрировали намерение азербайджанского режима уничтожить население Арцаха.  

 Следует подчеркнуть, что даже во время продолжающейся осады продолжались параллельные военные обострения со стороны азербайджанских сил. 5 марта диверсионная группа вооруженных сил Азербайджана совершила нападение на автомобиль паспортно-визового управления Министерства внутренних дел Арцаха. В результате этого нападения три сотрудника полиции были убиты, а один ранен.

 В-третьих, протестующие исчезли, как только 23 апреля 2023 года на мосту Хакари был установлен военный контрольно-пропускной пункт. Это послужило продолжением применения мер медленной смерти, на этот раз непосредственно государственными агентами Азербайджана. Так называемые спонсируемые государством “экоактивисты” были заменены военной структурой. 

 Наконец, начиная с 15 июня 2023 года азербайджанские военнослужащие намеренно спровоцировали военный инцидент на мосту Хакари и использовали его для полного перекрытия линии жизни, служащей для доставки гуманитарной помощи.    

 Все вышеупомянутые и другие соответствующие события и меры, осуществляемые властями Азербайджана в течение длительного периода, указывают на четкую траекторию подготовки преступления геноцида. Народ Арцаха живет в постоянном страхе перед надвигающимся крупномасштабным нападением, зная также о невозможности защитить себя и безразличии международного сообщества.  

 В этой связи важно также подчеркнуть, что с самого первого дня осады и по сегодняшний день Азербайджан отказывается разрешать каким-либо международным или независимым средствам массовой информации или любому другому соответствующему субъекту доступ в эти районы.  Ни армянским, ни каким-либо другим средствам массовой информации, неправительственным организациям или любой другой заинтересованной стороне не было разрешено посещать заблокированные участки коридора. Только правительственным или аффилированным с правительством средствам массовой информации Азербайджана было разрешено освещать блокаду и соответствующие инциденты.

ii. Факторы риска, характерные для преступления Геноцида:  

 7. Формы дискриминации со стороны Азербайджана в отношении этнического армянского населения Арцаха.  

 Арцахский конфликт всегда сопровождался ненавистью и разжиганием вражды с азербайджанской стороны по отношению к этническим армянам.   Это явление, обычно называемое “армянофобией”, сформировало значительную часть режима Алиева, который включает в себя открытую государственную пропаганду против армян вплоть до отрицания существования этой этнической группы.  Международные и региональные организации широко задокументировали проводимую государством политику ненависти, создание искаженных исторических нарративов, отрицание самого существования армянского народа на родине его предков и прославление лиц, совершивших преступления на почве ненависти, которые представляют серьезную угрозу миру и безопасности в регионе - фундаментальным ценностям, которые якобы охраняются международным сообществом -. Упоминание всех исторических событий, свидетельствующих о укоренившейся армянофобии в азербайджанском режиме за последние 30 лет, превысило бы объем, предусмотренный для данного отчета; таким образом, будут упомянуты лишь некоторые из тех, которые были совершены с начала войны и далее. 

 Во время 44-дневной войны 2020 года Азербайджан совершил несколько преступлений, которые приравниваются к военным преступлениям и преступлениям против человечности, а возможно, и к преступлениям геноцида. Эти преступления включали - но не ограничивались ими - насильственное перемещение 40 000 человек, пытки, обезглавливания, убийства гражданских лиц, применение запрещенного оружия, уничтожение культурного наследия, монастырских комплексов и их содержимого, церквей и зданий, представляющих армянскую идентичность в Арцахе. Однако преступления, совершенные во время войны, имеют особую характеристику, поскольку они были основаны на ненависти к армянской идентичности жертв: жертвы были казнены как с флагами Армении, так и Арцаха, военнопленных заставляли говорить, что “Карабах - это Азербайджан”, жертв оскорбляли за то, что они этнические армяне. Женщины стали особой мишенью во время нападения в сентябре 2022 года; их трупы были изуродованы, а преступники использовали унизительные оскорбления в адрес их пола и идентичности, снимая их мертвыми на поле боя.  

 Более того, через несколько месяцев после окончания войны, 12 апреля 2021 года, Ильхам Алиев торжественно открыл так называемый “Парк военных трофеев”, где в гротескной и оскорбительной форме изображались и прославлялись преступления, совершенные Азербайджаном, а армянские солдаты были высмеяны и карикатурно изображены в виде своеобразных восковых манекенов. Вскоре после открытия “Парка” в Интернете начали распространяться фотографии маленьких детей, играющих с фигурками армянских солдат. Ненависть к армянам закладывается в детях с самого раннего возраста.  

 Блокада, инициированная псевдоэкологами в декабре 2022 года, является воплощением армянофобии в действия.  Международное сообщество бездействует, не осуждая режим Азербайджана. Напротив, политики и видные общественные деятели занимались политикой “двустороннего подхода”, изображая ситуацию так, как будто все стороны были равны в ответственности и обязательствах.

В заключение можно констатировать, что на протяжении всей истории арцахского конфликта существует сильная дискриминация этнических армян Арцаха как защищаемой группы, находящейся под властью и контролем Азербайджана, которая, конечно, выходит далеко за рамки войны 2020 года. Независимо от собственной организации Арцаха как автономного государства и желания этнических армян Арцаха быть независимыми, Азербайджан продолжает осуществлять свой полный контроль над территорией и вводить меры, направленные на уничтожение всего населения.  

 8. Неприкрытое “намерение Азербайджана полностью уничтожить” этническое армянское население Арцаха.  

 С начала агрессии Азербайджана против Арцаха в 2020-х годах и в течение периода, длившегося около года, сотни мирных армян были убиты, подвергнуты пыткам или изувечены азербайджанскими войсками. Многие из них не смогли покинуть свои дома. В случае с городом Гадрут люди не смогли уехать из-за инвалидности или возраста, и эвакуация состоялась в ночь с 7 на 8 октября, всего за день до того, как весь регион перешел под контроль Азербайджана. Все гражданское население, которое не смогло уйти, было убито; их тела были найдены позже, в течение 2021 года, по просьбе их родственников, и, наконец, останки были отправлены в Армению. Только к тому времени многие люди узнали, что их близкие подвергались крайне бесчеловечным условиям, которые проложили путь к их смерти.

 Незаконная осада Арцаха посредством блокады Лачинского коридора и недавно установленного военного контрольно-пропускного пункта на мосту Хакари являются кульминационными событиями десятилетий дискриминации, стигматизации, насилия, сегрегации армян Арцаха. Как недавно было заявлено в докладе Морено Окампо, цель этой блокады - физическое уничтожение армян Арцаха, либо путем их биологического уничтожения в результате голода и/или отсутствия доступа к здравоохранению, либо путем их высылки из-за невозможности продолжать жить при таком ужасающем режиме. Медленная смерть армян уже происходит. Отказ в их праве жить на землях своих предков сегодня является конкретным фактом.

 Ильхам Алиев неоднократно и публично выражал свое намерение изгнать армян из Арцаха, если они не подчинятся азербайджанскому правлению и не признают себя таковыми.  Учитывая общеизвестную историю преследований, дискриминации, незаконных задержаний, убийств, пыток и стигматизации армян в Азербайджане, просить их подчиниться полному контролю режима Алиева равносильно принятию краткосрочного смертного приговора. Диктаторское правительство Азербайджана прославляет, чествует и вознаграждает лиц, осужденных иностранными судами за преступные действия против армян.

 Высказывания Алиева, наряду с публичной политикой дискриминации армян его режима, демонстрируют явное намерение властей Азербайджана уничтожить все этническое армянское население Арцаха и освободить этот район от любых армян.  Эти словесные намерения, часто воплощаемые в законах и воплощаемые в преступные действия, соответствуют требованию о намерении преступления геноцида.  Все шаги, предпринимаемые Азербайджаном, направлены на то, чтобы сделать жизнь армян Арцаха невыносимой, если не невозможной. 

 Как заявил Кай Амбос, под элементами преступления понимаются два психических элемента. Одним из них является общий умысел, который относится к объективным или материальным элементам преступления (деяния, перечисленные в Конвенции о геноциде и Римском статуте). Чтобы соответствовать элементу общего намерения, активный субъект должен осознавать, что его действия направлены на одну из защищаемых групп. В случае Арцаха население, несомненно, является армянским.  Высокопоставленные чиновники, а также преступники среднего и низшего звена знают об армянской этнической принадлежности тех, кто живет в Арцахе, и о тех, кто незаконно задержан, подвергнут аресту, незаконно осужден на показательных процессах, подвергнут пыткам и убит. Все преступники, несомненно, осведомлены о личности целевой группы.           

 Геноцид также имеет “намерение уничтожить”, которое, согласно международной судебной практике по данному вопросу, подразумевает особое намерение в его наиболее выраженной форме, основанное на цели уничтожения целевой группы. Независимо от доктринального или судебного толкования, в анализируемом случае налицо четкое намерение чтобы уничтожить армян Арцаха. Нельзя отрицать, что все азербайджанские преступники, независимо от их ранга, обладают знаниями и намерениями создать условия жизни, направленные на физическое уничтожение армян.  

 Более того, ситуация в Арцахе, значительно ухудшившаяся из-за полной осады через блокаду Лачинского коридора, явно приближается к ситуации геноцида. 

15 августа омбудсмен Республики Арцах сообщил о случае голодания: 40-летний К. Ованнисян умер из-за хронического недоедания и белково-энергетического дефицита.

Продолжающийся голод и произвольный отказ в доступе к любой гуманитарной помощи уже достигли уровня, который соответствует нескольким актам преступления геноцида, как они определены в положениях Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года и Римского статута. Учитывая серьезность ситуации, МККК опубликовал публичное заявление, в котором выразил тревогу по поводу ухудшения гуманитарной ситуации и призвал к восстановлению доставки гуманитарной помощи по Лачинскому коридору.

 Эти преступные действия, рассматриваемые в общем контексте сохраняющейся напряженности и подкрепляемые заявлениями правительства, свидетельствуют о намерении Азербайджана полностью уничтожить этнических армян Арцаха как защищаемую группу. Таким образом, наличие всех остальных элементов преступления может быть убедительно доказано.  

 Таким образом, в случае Арцаха и его этнического армянского населения, даже при самом строгом толковании, можно утверждать, что действия, совершенные азербайджанцами - будь то против военнослужащих или гражданских лиц - по прямому приказу Ильхама Алиева, представляют собой преступление геноцида. Это создало невыносимые условия жизни, рассчитанные на физическое уничтожение всего населения Арцаха.  Если эта траектория преступных действий, направленных на геноцид, останется неизменной, то будет подготовлена почва для полного уничтожения армян в Арцахе либо путем смерти, либо принудительного изгнания, несмотря на усилия по устранению эскалации напряженности и смягчению первопричин.

iii. Выводы и рекомендации  

 В настоящем докладе предпринята попытка осветить общие и специфические факторы риска преступления геноцида, совершаемого в Республике Арцах против этнических армян. 

 Соответственно, в докладе рекомендуется ввести в действие механизм раннего предупреждения в соответствии с мандатом Специального советника по предупреждению геноцида, с тем чтобы довести эту ситуацию, связанную с преступлением геноцида, возникшим в результате незаконной блокады Лачинского коридора, до сведения Генерального секретаря и, через него, рассмотреть на Совете Безопасности и: 

 ●предотвратить совершение преступления геноцида в Арцахе путем прекращения незаконной блокады Лачинского коридора и обеспечения свободного и беспрепятственного передвижения по коридору в обоих направлениях; 

● развернуть миссию по установлению фактов в Арцахе для оценки существующего риска совершения злодеяний, включая, но не ограничиваясь этим, преступление геноцида в стране и последствия незаконной осады; 

●призвать Азербайджан выполнить принятые им международные обязательства, ратифицировав несколько международных документов по правам человека, включая, но не ограничиваясь ими, Трехстороннее соглашение о прекращении огня и Конвенцию о геноциде; 

● призвать Азербайджан немедленно снять блокаду и убрать контрольно-пропускной пункт в соответствии с решением Международного суда от 22 февраля 2023 года. и рекомендации, сделанные несколькими экспертами ООН и специальными докладчиками; 

●призвать Азербайджан защитить армянское культурное наследие в Арцахе и разрешить миссию ЮНЕСКО по установлению фактов; 

●решить вопрос о праве на самоопределение и признании государственности Арцаха в соответствии с просьбой армян Арцаха с 1991 года; 

●поддерживать любые расследования и судебные процессы, проводимые в любой стране. юрисдикция для обеспечения справедливости в отношении армянского народа при понимании того, что предотвращение геноцида не может существовать без правосудия и подотчетности;

●призвать международное сообщество к сотрудничеству и обеспечению средств к существованию армян в Арцахе; 

● обеспечить соблюдение принципов Конвенции о геноциде с целью предотвращения преступления геноцида и наказания за него.

Комментарии

Поделиться

Подпишитесь на мой Телеграмм и узнавайте о новых статьях первыми!

Архив

Показать больше

Анонс

В Кремле происходят необратимые процессы. Можно не сомневаться, что в самом ближайшем будущем мы станем свидетелями крайне интересных событий.

Популярные сообщения