PILPG: Право Нагорного Карабаха на самоопределение: включение этого вопроса в повестку дня

 


Заявление о цели

Цель этого меморандума состоит в том, чтобы изложить аргумент о том, что армянский народ Нагорного Карабаха имеет право, как минимум, на внутреннее самоопределение и что текущие переговоры должны обеспечить значимую и эффективную защиту этого права. Таким образом, автономный статус Нагорного Карабаха советской эпохи должен служить ориентиром для дискуссий между Арменией и Азербайджаном относительно будущей судьбы и статуса народа Нагорного Карабаха.

Для пояснения, настоящий меморандум не должен толковаться как призыв к конкретному результату переговоров между Арменией и Азербайджаном. Это входит в компетенцию сторон переговоров, которые должны определить, и в первую очередь, для народа Нагорного Карабаха.

Основные положения


В настоящее время продолжаются переговоры, организованные, с одной стороны, Европейским Союзом и Соединенными Штатами, а с другой - Россией, по урегулированию конфликта между Арменией и Нагорным Карабахом с Азербайджаном.

Повестка дня переговоров в настоящее время включает:

1) делимитацию границы;

2) разблокирование транспортных и экономических связей;

3) прекращение азербайджанской осады Нагорного Карабаха;

4) освобождение задержанных и военнопленных и решение проблемы пропавших без вести лиц; и
5) безопасность и права населения Нагорного Карабаха.

Для установления прочного мира, соответствующего международным принципам в области прав человека, повестка дня должна включать право народа Нагорного Карабаха на самоопределение. Голые дискуссии о “безопасности и правах” последних вне контекста и рамок их права на самоопределение, как это предусмотрено в текущей повестке дня, не будут иметь никакой ценности и будут иллюзорными. Содержательное обсуждение этих экзистенциальных вопросов может состояться только в контексте реализации неотъемлемого права народа Нагорного Карабаха на самоопределение.

Принцип самоопределения четко изложен в Уставе Организации Объединенных Наций, многочисленных резолюциях Генеральной Ассамблеи и международных договорах и подтвержден в различных решениях Международного суда, а также региональных и национальных судов.

Принцип самоопределения может осуществляться внутри страны, посредством автономии в рамках более крупного государства, или извне, путем создания нового государства. Хотя сохраняются различные точки зрения на то, включает ли внешнее самоопределение отделение с целью исправления положения, нет никаких сомнений в том, что внутренняя форма самоопределения применима ко всем народам.

Для того чтобы группа имела право коллективно определять свою политическую судьбу, она должна обладать фокусом идентичности, достаточным для того, чтобы она обрела самобытность как народ.

1 Армяне Нагорного Карабаха обладают объективными и субъективными факторами, необходимыми для группы, имеющей право на самоопределение.

2 На протяжении веков армянский народ Нагорного Карабаха сохранял целостную идентичность как народ, привязанный к земле Нагорного Карабаха. Несмотря на то, что временами эта территория подвергалась политическим ущемлениям, в советское время она обладала статусом Нагорно-Карабахской автономной области и сохраняла эффективное и законное правительство на этой территории после распада Советского Союза.

В ноябре 1991 года Верховный Совет Азербайджана принял постановление “Об упразднении Нагорно-Карабахской автономной области”. Затем президент Азербайджана А. Муталибов подписал закон о роспуске Нагорно-Карабахской автономной области 23 ноября 1991 года. Совсем недавно нынешний президент Азербайджана Ильхам Алиев публично заявил, что народу Нагорного Карабаха будет предоставлен “нулевой статус”.

Азербайджан имеет долгую историю отказа армянам в их праве на самоопределение, и все указывает на то, что без всеобъемлющих и эффективных механизмов, согласованных под эгидой международного сообщества, с тремя существенными механизмами принуждения, не только будет отказано в этом праве, но и армянский народ Нагорного Карабаха будет продолжать подвергаться грубым нарушениям прав человека, включая этнические чистки и принудительную депортацию.

Отказ Азербайджана включить в повестку текущих переговоров автономный статус Нагорного Карабаха советской эпохи в качестве ориентира для права народа Нагорного Карабаха на самоопределение и для дискуссий между Арменией и Азербайджаном относительно их будущей судьбы и статуса станет четким сигналом продолжающегося неприятия. этого права для народа Нагорного Карабаха, и это открывает дверь к возможности внешнего самоопределения путем корректирующего отделения.

Краткая история конфликта

До советизации

Нагорный Карабах - историческая армянская территория, которая в разные эпохи входила в состав Армении. Его армянские корни уходят еще в первое тысячелетие до нашей эры. Армянские княжеские династии последовательно правили Карабахом, гарантируя его суверенитет посредством договорных соглашений с соседними державами.

Российская империя, расширяясь на юг в Закавказье, аннексировала Карабах в 1805 году. Это действие было официально признано Персией в Гюлистанском договоре 1813 года. После революций в России 1917 года и падения царского правления в 1918 году возникли ненадолго независимые республики Армения и Азербайджан. Спор о Нагорном Карабахе между карабахскими армянами и Азербайджаном, на стороне которого вмешалась османская турецкая армия, относится к этому периоду.

В июле 1918 года Первое армянское собрание Нагорного Карабаха провозгласило регион самоуправляемым и создало Национальный совет и правительство. Площадь Нагорного Карабаха в то время была значительно больше, чем та часть, которая впоследствии стала Нагорно-Карабахской автономной областью. В августе 1919 года Карабахский национальный совет заключил временное договорное соглашение с правительством Азербайджана. Несмотря на подписание Соглашения, правительство Азербайджана постоянно нарушало условия договора. Кульминацией этого стала массовая резня армян азербайджанцами в марте 1920 года в бывшей столице Карабаха Шуши, в ходе которой, по оценкам, было убито более 20 000 армян. В этом свете Девятая Ассамблея Карабаха полностью аннулировала договор и провозгласила союз с Арменией.

С 1918 по 1920 год Нагорный Карабах обладал всеми необходимыми атрибутами государственности, включая армию и законные органы власти. Лига Наций и ведущие мировые державы признали спорный статус Нагорного Карабаха. Лига Наций не признала суверенитет Азербайджанской Республики над Карабахом и не приняла Азербайджанскую Республику в качестве своего государства-члена.

В 1918 году в пределах существовавших тогда границ Нагорного Карабаха проживало 330 000 армян. Они составляли 95 процентов его населения, из них 3 процента - азербайджанцы и 2 процента - другие. В результате турецко-азербайджанской агрессии 1918-1920 годов, направленной на тотальную чистку армян Нагорного Карабаха, по оценкам, было убито 20 процентов всех армян.

Нагорный Карабах под властью Советского Азербайджана: 1920-1988

Ожесточенный конфликт на Кавказе закончился советизацией кавказских республик. 30 ноября 1920 года советизированное правительство Азербайджана признало Нагорный Карабах частью Армении, но затем отменило это решение несколько дней спустя.

16 марта 1921 года договор между Турцией и Советской Россией определил, что Нагорный Карабах и Нахичевань должны были находиться под властью Советского Азербайджана.

12 июня 1921 года правительство Советской Армении провозгласило Нагорный Карабах своей неотъемлемой частью на основании неоднократно выраженной воли ее населения.

5 июля 1921 года Кавказское бюро Российской коммунистической партии приняло политическое решение о присоединении населенного армянами Нагорного Карабаха к Советскому Азербайджану, заложив тем самым основу для сталинской практики махинаций в Закавказье. Сталин решил, что Нагорный Карабах должен быть включен в качестве автономной области в границы Азербайджанской Советской Республики, принимая во внимание необходимость национальной гармонии между мусульманами и армянами, экономическую связь между Верхним и Нижним Карабахом и его постоянные отношения с Азербайджаном.

В 1923 году население Нагорного Карабаха составляло почти 158 000 человек, 95 процентов из которых составляли армяне. 7 июля 1923 года Революционный комитет Советского Азербайджана принял решение о расчленении Карабаха и создании на части его территории Автономной области Нагорного Карабаха. С 1924 по 1929 год была создана неопределенная юрисдикция под названием "Красный Курдистан" с намерением эффективно отделить Нагорный Карабах от Армении. В 1930 году Курдская автономная область была упразднена, но искусственный буфер между Арменией и Карабахом - Лачинский и Кельбаджарский районы (области) - был сохранен. Сталинская конституция 1936 года закрепила это территориальное устройство.

Это разделение стало предметом постоянного протеста - как со стороны Нагорного Карабаха, так и Армении, - который периодически выражался в форме петиций в Москву. Более того, в сентябре 1966 года руководство Советской Армении обратилось к центральным властям с просьбой рассмотреть вопрос о возвращении Карабаха Армении. В дополнение к петициям, к концу 1960-х годов в Карабахе прошли массовые протесты, которые привели к масштабным репрессиям против армянских активистов.

С 1988 года по настоящее время

Нынешняя борьба за Нагорный Карабах началась в феврале 1988 года, когда карабахские армяне, воодушевленные перестройкой и гласностью, начали предпринимать шаги по освобождению от азербайджанского контроля. 20 февраля 1988 года в решении Областного Совета народных депутатов Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), которое было адресовано высшим законодательным органам Верховных Советов Армении, Азербайджана и СССР, содержалась официальная просьба рассмотреть и положительно решить “вопрос о передаче над НКАО, от Советского Азербайджана до Советской Армении”.

Ответом внутри Азербайджана стали жестокие акты насилия, организованные азербайджанскими националистами при молчаливой поддержке тайной полиции и направленные против гражданского населения Армении. 26 февраля 1988 года международное сообщество стало свидетелем массового убийства армян в Сумгаите, третьем по величине городе Азербайджана и его втором по величине промышленном центре. Отдельные армяне подвергались нападениям в своих домах, на предприятиях и на улицах. Власти Азербайджана не предприняли никаких усилий для задержания или судебного преследования виновных.

13 июня 1988 года Верховный Совет Азербайджанской ССР отклонил заявление Ассамблеи Карабаха. Это было уравновешено 15 июня Верховным Советом Армении, который одобрил просьбу Карабаха и обратился к советскому правительству с просьбой разрешить этот вопрос.

18 июля 1988 года Верховный Совет СССР, опираясь на статью 78 Конституции СССР, которая запрещала любые территориальные изменения в Союзной республике без ее согласия, принял решение оставить Нагорный Карабах в составе Советского Азербайджана. Однако постановлением Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза от 24 марта 1988 года Аркадий Вольский был назначен полномочным представителем Москвы на этой территории. Начиная с 20 января 1989 года Верховный Совет учредил в Нагорном Карабахе специальный орган власти во главе с Вольским, который непосредственно подчинялся правительству СССР. Летом 1989 года был сформирован законодательный орган под названием Национальный совет, который представлял все слои населения Нагорного Карабаха.

Постановлением Верховного Совета СССР от 28 ноября 1989 года “Комитет Вольского” был ликвидирован. Три дня спустя, 1 декабря 1989 года, на совместном заседании парламентов Армении и Нагорного Карабаха было принято решение о воссоединении. Вскоре после этого законодательный орган НКАО проголосовал за отделение от Азербайджана. Верховный Совет Азербайджана быстро отклонил это решение как незаконное, а Президиум Верховного Совета Союза объявил его недействительным.

В 1989 году, согласно официальной переписи населения СССР, в Нагорном Карабахе проживало 189 000 человек, из которых 76,9 процента составляли армяне и 21,5 процента - азербайджанцы.

15 января 1990 года решением Верховного Совета СССР был создан “Республиканский организационный комитет” Советского Азербайджана (Оргком). Заявленной целью этого органа было восстановление бывших местных “советов” Нагорного Карабаха. Однако на самом деле Комитет под руководством заместителя лидера Коммунистической партии Азербайджана Виктора Поляничко планировал покончить с автономией Карабаха. Поляничко стремился решить проблему, избавив Карабах от его армянского большинства. Поэтому он искусственно увеличил численность азербайджанской общины в Нагорном Карабахе. Это сочеталось с согласованными военными действиями. С января по май 1991 года жители 24 армянских деревень в Нагорном Карабахе были насильственно изгнаны из своих домов. В результате Советский Азербайджан подверг военной оккупации более половины территории Нагорного Карабаха.

30 августа 1991 года Верховный Совет Советского Азербайджана принял свою “Декларацию о восстановлении национальной независимости Азербайджанской Республики”. Четыре дня спустя Нагорный Карабах инициировал тот же процесс путем совместного принятия “Декларации о Нагорно-Карабахской Республике” местными законодательными советами Нагорного Карабаха и граничащего с ним армянонаселенного Шаумянского района. Единственная разница заключалась в том, что независимость Карабаха была провозглашена не от Советского Союза, а от Азербайджана. Этот акт полностью соответствовал действующему законодательству. Действительно, советский закон 1990 года, озаглавленный “Закон СССР о порядке выхода Советской Республики из состава СССР”, предусматривает, что выход Советской республики из состава СССР позволяет автономной области и регионам компактного проживания меньшинств на территории той же республики также инициировать свои собственные процесс обретения независимости.

18 октября 1991 года Азербайджанская Республика подтвердила свою независимость принятием своего “Конституционного акта” о национальной независимости, а в ноябре Верховный Совет Азербайджана принял постановление об “упразднении Нагорно-Карабахской автономной области”. Затем президент Азербайджана А. Муталибов подписал закон о роспуске Нагорно-Карабахской автономной области. 

После принятия этой резолюции парламент Азербайджана перекроил границы Нагорного Карабаха в пользу соседних азербайджанских районов и изменил названия его городов и сел. Поступая таким образом, Баку нарушил статьи 86 и 87 Советской Конституции, которые закрепляли статус автономной области для Нагорного Карабаха и запрещали любые изменения в нем без его согласия, а также нарушил свой собственный закон. Это решение было разработано для того, чтобы помешать Нагорному Карабаху использовать соответствующие статьи советского законодательства для юридического отделения от Азербайджана, а также как способ более прямого манипулирования демографией Карабаха посредством территориальных махинаций, принудительной депопуляции и переселения.

27 ноября 1991 года Комитет конституционного надзора СССР постановлением признал неконституционным Оргкомитет, созданный решением Верховного Совета от 15 января 1990 года, а также решение Азербайджана от 23 ноября 1991 года об отмене автономии Карабаха. Он также отменил резолюцию Армении о воссоединении от 1 декабря 1989 года.

Действия Комитета конституционного надзора СССР, однако, не отменили совместное решение НКАО и Шаумяновского района объявить о создании Нагорно-Карабахской Республики 2 сентября 1991 года, поскольку это заявление было признано соответствующим действовавшему на тот момент законодательству. (Закон СССР от 3 апреля 1990 года “О порядке выхода Советской Республики из состава СССР” предоставляет автономным образованиям и компактно проживающим этническим меньшинствам, проживающим на территории отделяющейся республики, право на самоопределение, которое должно быть подтверждено референдумом. Нагорно-Карабахская Республика была провозглашена на основе референдума, предусмотренного этим законом, в НКАО и Шаумяновском районе после провозглашения независимости Азербайджана 30 августа 1991 года.)

10 декабря 1991 года Нагорно-Карабахская Республика провела свой собственный референдум о независимости в присутствии международных наблюдателей. Голосование подавляющим большинством голосов одобрило суверенитет Карабаха. Это действие Нагорного Карабаха, который в то время был частью все еще существовавшего и международно признанного Советского Союза, полностью соответствовало соответствующему советскому законодательству, касающемуся выхода из состава СССР. В качестве первого шага на пути к полному суверенитету новая независимая Нагорно-Карабахская Республика создала законные государственные институты. 28 декабря 1991 года состоялись выборы в его парламент, а 6 января 1992 года вновь созванный парламент Карабаха принял Декларацию о независимости на основе результатов референдума.

Реакцией Азербайджана, который физически окружил Карабах и его столицу Степанакерт, было начало кампании неизбирательных бомбардировок и артобстрелов карабахских армян и серия наземных атак. Нападения Азербайджана начались в начале 1991 года с массированных бомбардировок Степанакерта и других городов и сел. К лету 1992 года Азербайджан захватил и оккупировал около половины территории Нагорно-Карабахской Республики и насильственно выселил армянское население.

Карабахские армяне организовали армию и предприняли военные операции, которые позволили им захватить удерживаемые Азербайджаном районы, используемые для нанесения ударов по Степанакерту и близлежащим городам, а также прорвать введенную Азербайджаном блокаду Карабаха путем установления наземной связи с Арменией.

8 мая 1992 года Силы обороны Карабаха взяли стратегически важный город Шуши, из которого азербайджанцы обстреливали Степанакерт. 18 мая они установили сухопутное сообщение с Арменией через Лачинский район, тем самым прорвав блокаду Карабаха. Летом 1992 года Азербайджан оккупировал примерно 60% территории Нагорного Карабаха и вытеснил население.

Столкнувшись с продолжающимися усилиями азербайджанских сил, направленными на уничтожение карабахских армян, Нагорный Карабах обратился к международному сообществу. Затем он подготовился к ограниченному контрнаступлению, чтобы обеспечить своим жителям определенный уровень безопасности. В то же время Нагорный Карабах продвинулся вперед в утверждении себя в качестве функционирующей демократии в регионе.

20 сентября 1992 года парламент Нагорного Карабаха обратился к Организации Объединенных Наций, Содружеству Независимых Государств и отдельным странам с петицией о признании Нагорно-Карабахской Республики.

27 марта 1993 года Силы обороны Карабаха, отвечая на весеннее наступление Азербайджана, предприняли контратаки на два стратегических азербайджанских города - Кельбаджар и Физули. Взятие Кельбаджара 3 апреля освободило Карабах от азербайджанских нападений на его север и запад. С 23 июля по 4 сентября 1993 года Силы обороны Карабаха взяли под контроль Агдам, Физули, Джебраил и Горадиз, чтобы приобрести достаточную территорию для создания буферной зоны для гражданского населения против любых неизбирательных нападений азербайджанской армии. С 22 декабря 1993 года по май 1994 года переформированная азербайджанская армия предприняла новые безуспешные атаки на Карабах.

В настоящее время Азербайджан продолжает оккупировать весь Шаумяновский район, а также части Мартакертского и Мартунинского районов Нагорно-Карабахской Республики, в то время как последняя контролирует части Азербайджана, захваченные в оборонительных целях.

После согласованного прекращения огня Нагорный Карабах приступил к демонстрации международному сообществу своей способности поддерживать и продвигать высокоразвитые правительственные институты, политические партии и свободные местные и парламентские выборы. 28 декабря 1994 года парламент Нагорного Карабаха принял постановление об учреждении должности президента республики. В присутствии международных наблюдателей законодательный орган избрал Роберта Кочаряна временным президентом. Два года спустя, 24 ноября 1996 года, состоялись общенациональные выборы, и Роберт Кочарян был переизбран президентом всенародным голосованием в присутствии международных наблюдателей. После того как Роберт Кочарян занял пост премьер-министра Армении, в августе 1997 года состоялись новые президентские выборы, на которых бывший министр иностранных дел Аркадий Гукасян был избран на пятилетний срок.

С 1997 года по настоящее время Нагорный Карабах регулярно проводил запланированные свободные и справедливые выборы и функционировал как современное демократическое политическое образование с регулярной мирной сменой правительства.

29 ноября 2007 года сопредседатели Минской группы ОБСЕ опубликовали свод основных принципов мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта, именуемых Мадридскими принципами. Сопредседатели указали, что эти принципы представляют собой их оценку наилучшего возможного пути к урегулированию конфликта. Принципы, частично предусматривающие, что:

1. Окончательный правовой статус Нагорного Карабаха будет определен путем плебисцита, позволяющего свободное и подлинное волеизъявление населения Нагорного Карабаха.

2. В течение промежуточного периода до определения окончательного правового статуса Нагорного Карабаха его жители будут пользоваться определенными правами и привилегиями.

3.Все азербайджанские территории вокруг Нагорного Карабаха, находящиеся под контролем Армении, будут возвращены под контроль Азербайджана.

4. Коридор согласованной ширины свяжет Нагорный Карабах с Арменией.

5. Все внутренне перемещенные лица и беженцы из районов, затронутых конфликтом, будут иметь право на добровольное возвращение, как только Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев определит, что условия в местах их прежнего проживания являются подходящими.

Что касается принципа № 2, то Мадридские принципы конкретно предусматривают:

● Жители Нагорного Карабаха будут иметь право защищать и контролировать свою политическую и экономическую жизнеспособность и безопасность в рамках демократического общества, приверженного верховенству закона. Их права человека и основные свободы будут соблюдаться.

● Жители Нагорного Карабаха будут иметь право избирать должностных лиц для управления Нагорным Карабахом в течение переходного периода. Эти должностные лица будут осуществлять законодательную и исполнительную власть над внутренними делами Нагорного Карабаха, а также обеспечивать создание и функционирование судов общей юрисдикции для отправления правосудия. Эти должностные лица также смогут поддерживать внешние связи в тех областях, которые указаны в Мирном соглашении.

● Временным властям Нагорного Карабаха будет предоставлен статус наблюдателя в ОБСЕ на тех заседаниях, на которых обсуждаются вопросы, непосредственно связанные с Нагорным Карабахом. Они также будут иметь право добиваться членства в международных организациях, для которых государственность не является предварительным условием.

● Жители Нагорного Карабаха будут иметь право на получение помощи от зарубежных стран и международных донорских организаций при условии, что такая помощь направлена на поощрение прав человека, мирное экономическое и демократическое развитие, культурные и коммерческие связи или на удовлетворение основных гуманитарных потребностей. Они также смогут искать прямые иностранные инвестиции и доступ к международным рынкам.

Президенты Армении и Азербайджана не подписали принципы, как того требовали, но принципы продолжали рассматриваться в качестве законной основы для урегулирования путем переговоров. Эти принципы были подтверждены в 2009 году президентами Франции, России и Соединенных Штатов на саммите "Большой восьмерки" в Аквиле, Италия.

В 2020 году между Азербайджаном, Нагорным Карабахом и Арменией разразилась 44-дневная война. В результате конфликта Азербайджан взял под свой контроль территорию, окружающую Нагорный Карабах, а также некоторую территорию самого Нагорного Карабаха. В ноябре 2020 года Россия выступила посредником в прекращении огня, которое предусматривало возвращение Азербайджану Агдама, Кельбаджара и Лачина (исключая Лачинский коридор, соединяющий Армению со Степанакертом, столицей Нагорного Карабаха). Российские миротворческие войска были развернуты для обеспечения соблюдения условий прекращения огня.

В декабре 2022 года Азербайджан ввел блокаду Нагорного Карабаха, закрыв Лачинский коридор. Международный суд ООН в феврале 2023 года отреагировал на просьбу Армении о временных мерах и обязал Азербайджан снять блокаду и принять все имеющиеся в его распоряжении меры для обеспечения беспрепятственного передвижения людей, транспортных средств и грузов по Лачинскому коридору в обоих направлениях. Азербайджан не выполнил этот приказ.

Право на самоопределение

В соответствии с принципом самоопределения все самоидентифицирующиеся группы, обладающие целостной идентичностью и связанные с определенной территорией, имеют право коллективно определять свою политическую судьбу демократическим образом и быть свободными от систематических преследований.

Международное признание принципа самоопределения

Принцип самоопределения четко изложен в Уставе Организации Объединенных Наций, многочисленных резолюциях Генеральной Ассамблеи и международных договорах и подтвержден в различных решениях Международного суда, а также региональных и национальных судов. Более того, принцип самоопределения является частью обычного международного права и, следовательно, обязательным для всех государств.

Принцип самоопределения включен в Устав Организации Объединенных Наций. Конкретно,

Статья 1(2): Развивать дружественные отношения между нациями, основанные на уважении принципа равноправия и самоопределения народов, и принимать другие надлежащие меры для укрепления всеобщего мира;

Статья 55: В целях создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между нациями, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов, Организация Объединенных Наций содействует:

a. более высокий уровень жизни, полная занятость и условия экономического и социального прогресса и развития;

b. решения международных экономических, социальных проблем, проблем здравоохранения и связанных с ними проблем; и международное сотрудничество в области культуры и образования; и
c. всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка или религии.

Право на самоопределение также неоднократно признавалось в ряде резолюций, принятых Генеральной Ассамблеей ООН, наиболее важной из которых является резолюция 2625 (XXV), одобряющая Декларацию Организации Объединенных Наций 1970 года о принципах международного права, касающихся дружественных отношений.

4 Декларация устанавливает пену, которая:

В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе Организации Объединенных Наций, все народы имеют право свободно определять, без вмешательства извне, свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава.

В деле о Западной Сахаре в 1975 году, деле о пограничном споре в 1986 году и деле, касающемся Восточного Тимора в 1995 году, Международный суд постановил, что принцип самоопределения оформился в норму обычного международного права, применимую ко всем государствам и обязательную для исполнения всеми государствами.

Принцип самоопределения был далее кодифицирован в Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, которые, как считается, составляют международный “Билль о правах”.

Статья 1, общая как для Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, так и для Международного пакта о гражданских и политических правах, гласит:

1. Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно определяют свой политический статус и свободно осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие;

2. 2. Участвующие в настоящем Пакте государства... содействует осуществлению права на самоопределение и уважает это право в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций.

3. До своего распада Советский Союз был участником обоих этих договоров по правам человека, и Комиссия ООН по правам человека подтвердила в 1993 году, что бывшие Советские республики по-прежнему связаны обязательствами по этим договорам.

4. Более того, в соответствии с Хартией европейской безопасности, принятой ОБСЕ в Стамбуле в ноябре 1999 года, в настоящее время широко распространено мнение, что конфликты, касающиеся этнических меньшинств, могут быть положительно разрешены только в рамках демократических образований и что в тех случаях, когда государства недемократичны, принцип самоопределения имеет больший приоритет по сравнению с принципом равенства. территориальная целостность.

5. Принцип самоопределения может осуществляться внутри страны, посредством автономии в рамках более крупного государства, или извне, путем создания нового государства. Согласно решению Международного суда по делу Чагос, в то время как внешнее самоопределение может быть реализовано в случаях деколонизации и иностранного подчинения, “право на самоопределение, как фундаментальное право человека, имеет широкую сферу применения”. Последнее предполагает, что внешнее самоопределение может также включать в себя исправительное отделение в случаях системного угнетения. Этот аргумент был предложен также рядом национальных и международных судов и комитетов. Хотя сохраняются различные точки зрения на то, включает ли внешнее самоопределение отделение с целью исправления положения, нет никаких сомнений в том, что внутренняя форма самоопределения применима ко всем народам.

Этот тип внутреннего самоопределения был признан судебными органами и национальными судами. В 1920 году Комиссия докладчиков, действовавшая под эгидой Лиги Наций, признала, что народ Аландских островов, которые принадлежали Финляндии, но претендовали на право отделиться от Финляндии, чтобы присоединиться к Швеции, имел право на самоопределение посредством внутренней автономии в составе Финляндии. Верховный суд Канады в своем консультативном заключении относительно законности предлагаемого отделения Квебека от Канады выразил аналогичную точку зрения в 1998 году и постановил, что народы имеют право на самоопределение путем осуществления своего “политического, экономического, социального и культурного развития в рамках существующего государства".”

Более того, Верховный суд Канады постановил, что “общее состояние международного права в отношении права на самоопределение заключается в том, что это право действует в рамках преимущественной защиты, предоставляемой территориальной целостности ‘родительских’ государств”. В контексте распада бывшей Югославии Комиссия Бадинтера, орган экспертов, назначенный Европейским сообществом для решения сложных вопросов международного права, связанных с распадом страны, также подтверждено, что международно-правовой принцип самоопределения “не должен предполагать изменения существующих границ во время обретения независимости”, тем самым косвенно подтверждая, что народы имеют право на внутреннее самоопределение, которое может быть осуществлено посредством автономии в рамках существующего государства. Таким образом, в свете вышеописанных международно-правовых документов и судебных решений право на внутреннее самоопределение принадлежит всем народам.

Право на самоопределение

Для того чтобы группа имела право коллективно определять свою политическую судьбу, она должна обладать фокусом идентичности, достаточным для того, чтобы она обрела самобытность как народ.

Традиционный тест, состоящий из двух частей, сначала проверяет “объективные” элементы группы, чтобы определить, в какой степени ее члены имеют общее расовое происхождение, этническую принадлежность, язык, религию, историю и культурное наследие. Другим важным “объективным” фактором является территориальная целостность района, на который претендует группа.

Второй “субъективный аспект” теста требует изучения степени, в которой индивиды внутри группы самосознательно воспринимают себя коллективно как отдельный “народ”. Это требует, чтобы сообщество недвусмысленно выражало общее чувство ценностей и общую цель на будущее. Другим “субъективным” фактором является степень, в которой группа может сформировать жизнеспособное политическое образование.

Армяне Нагорного Карабаха - это группа, имеющая право на самоопределение

Армяне Нагорного Карабаха обладают объективными и субъективными факторами, необходимыми для группы, имеющей право на самоопределение.

Армяне Нагорного Карабаха объективно отличаются от азербайджанцев. Армяне Нагорного Карабаха говорят на диалекте армянского, индоевропейского языка, в то время как азербайджанцы говорят на тюркском диалекте, который является частью алтайской языковой группы. Армяне Нагорного Карабаха - христиане, в то время как азербайджанцы преимущественно мусульмане-шииты. И армяне Нагорного Карабаха разделяют древнюю культуру и исторический опыт армянского народа, в то время как азербайджанцы сейчас развивают национальную идентичность и разделяют исторический опыт тюркских народов.

Нагорный Карабах также имеет давнюю традицию быть отдельной территориальной единицей. Регион Нагорный Карабах (Арцах) был организован как одна из пятнадцати провинций исторической Армении, а также был отдельным “меликством” при Персидской империи. Особая территориальная принадлежность Нагорного Карабаха была признана Советским Союзом, когда он был объявлен “автономной областью” (с 1923 по 1989 год), а позже - “этнотерриториальным административным подразделением”, управляемым непосредственно из Москвы, а не Азербайджаном (с января по ноябрь 1989 года).

Что касается субъективного аспекта теста, то армянское население Нагорного Карабаха отреагировало на решение Азербайджана ликвидировать автономию Нагорного Карабаха и передать регион под прямое управление Азербайджана в ноябре 1991 года, проведя референдум о независимости региона под международным наблюдением. 10 декабря 1991 года 82 процента избирателей Нагорного Карабаха (согласно результатам переписи населения СССР в январе 1989 года) приняли участие в этом голосовании, в ходе которого большинство в 99,7 процента поддержало отделение. С этого времени Нагорно-Карабахская Республика, по сути, функционирует как государство де-факто.

Азербайджан имеет историю отказа армянам Нагорного Карабаха в их праве на самоопределение

Азербайджан имеет долгую историю отказа армянам в их праве на самоопределение, и все указывает на то, что без всеобъемлющих и эффективных механизмов, согласованных под эгидой Соединенных Штатов и Европейского Союза, с существенными механизмами принуждения, не только в этом праве будет отказано, но и армянский народ Нагорного Карабаха, скорее всего, будет подвергаться грубым нарушениям прав человека.

До 1988 года ситуация с правами человека в Азербайджане в отношении армянского народа Нагорного Карабаха была довольно мрачной. В течение семи десятилетий существования СССР правительство Советского Азербайджана проводило систематическую политику репрессий и выселения карабахских армян с их исторической родины. За это время армянское население Нагорного Карабаха сократилось с девяноста пяти процентов от общей численности населения региона в 1926 году до семидесяти пяти процентов населения в 1976 году. В соседнем управляемом Азербайджаном анклаве Нахичевань армянское население сократилось с 40% до нуля.

После карабахского движения за независимость в 1988 году нарушения прав человека в отношении армян Нагорного Карабаха усилились, включая “погромы, депортации и другие зверства”. Азербайджан начал блокаду поставок продовольствия и топлива в Нагорный Карабах, которая недавно была восстановлена в результате 44-дневной войны. Ввиду этих событий лауреат Нобелевской премии мира Андрей Сахаров предупредил в ноябре 1988 года, что “армянский народ вновь сталкивается с угрозой геноцида” и что “для Нагорного Карабаха это вопрос выживания, для Азербайджана - просто вопрос амбиций". 
Перспективы гарантировать права человека и позволить карабахским армянам продолжать свое “экономическое, социальное и культурное развитие” под властью Азербайджана, даже с азербайджанскими гарантиями местной автономии, не очень многообещающие.

Азербайджан продолжает отказывать армянскому народу Нагорного Карабаха в праве на самоопределение перед лицом решений Международного суда и, несмотря на четкие международно-правовые обязательства, закрепленные в различных договорах и обычном праве, уважать право последнего на самоопределение.

В декабре 2021 года Международный суд обязал Азербайджан обеспечить права человека и полную защиту задержанных в результате конфликта 2020 года; принять все необходимые меры для предотвращения подстрекательства и пропаганды расовой ненависти и дискриминации; и принять все необходимые меры для предотвращения осквернения армянского культурного наследия и наказания за него. Существует мало свидетельств того, что Азербайджан выполнил это постановление и фактически продолжает удерживать армянских военнопленных, разжигать расовую ненависть и осквернять армянское культурное наследие.

В феврале 2023 года Международный суд ООН обязал Азербайджан отменить эмбарго на Лачинский коридор и разрешить свободное передвижение людей между Арменией и Нагорным Карабахом. Азербайджан не выполнил это судебное постановление и продолжает свою блокаду в попытке побудить армянский народ Нагорного Карабаха покинуть территорию.

Определение повестки дня, гарантирующей защиту права на самоопределение народа Нагорного Карабаха

Ряд предложенных и принятых мирных соглашений включали положения о защите права на самоопределение. К таким соглашениям относятся: 
Союзный договор Сербии и Черногории; 
Соглашение по вопросу о Восточном Тиморе между Республикой Индонезия и Португальской Республикой; 
Рамбуйе/Парижские соглашения и последующая резолюция 1244 СБ ООН; 
Соглашение Страстной пятницы между Северной Ирландией, Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии и Республика Ирландия; 
Дейтонские соглашения; 
Соглашения в Осло и Меморандум по реке Уай; 
Так называемый набор идей по общему рамочному соглашению по Кипру; и 
Договор о свободной ассоциации между Федеративными Штатами Микронезии, Республикой Маршалловы острова и Соединенными Штатами.

Чтобы гарантировать защиту права на самоопределение, в этих соглашениях установлены такие механизмы, как: требование о принятии конкретных законов и включение конкретных международных конвенций, регулирующих и контролирующих соблюдение принципа равноправия и самоопределения народов; создание специальных механизмов для защиты прав меньшинств и свободного выражение культуры; подтверждение приверженности ненасильственному разрешению споров; и согласие на надежный надзор со стороны третьей стороны и полицейскую деятельность; среди прочего.

Неспособность в полной мере обеспечить защиту права на самоопределение армянского народа Нагорного Карабаха поставит под угрозу продолжения конфликта и угнетения народа Нагорного Карабаха, а также подорвет усилия по построению прочного мира, основанного на верховенстве закона и защите прав человека.

Для установления прочного мира, соответствующего международным принципам в области прав человека, повестка дня должна включать право народа Нагорного Карабаха на самоопределение. Голые дискуссии о “безопасности и правах” последних вне контекста и рамок их права на самоопределение, как это предусмотрено в текущей повестке дня, не будут иметь никакой ценности и будут иллюзорными. Содержательное обсуждение этих экзистенциальных вопросов может состояться только в контексте реализации неотъемлемого права народа Нагорного Карабаха на самоопределение.

В случае, если Азербайджан откажется признать, что автономный статус Нагорного Карабаха советской эпохи должен быть включен в повестку дня и служить ориентиром для дискуссий между Арменией и Азербайджаном относительно будущей судьбы и статуса народа Нагорного Карабаха, это явный сигнал о продолжающемся отказе от этого права для народу Нагорного Карабаха, и это открывает дверь к возможности внешнего самоопределения путем корректирующего отделения.

Комментарии

Поделиться

Подпишитесь на мой Телеграмм и узнавайте о новых статьях первыми!

Архив

Показать больше

Анонс

В Кремле происходят необратимые процессы. Можно не сомневаться, что в самом ближайшем будущем мы станем свидетелями крайне интересных событий.

Популярные сообщения