Россия, Сюник и игра на сдерживание: чего ждет Москва от Китая и Ирана
Сюникская область Армении давно превратилась в один из ключевых узлов геополитической борьбы на Южном Кавказе. Россия, несмотря на явное сокращение своего влияния в регионе, не теряет надежды установить контроль над этим стратегическим участком. Этому подчинены как действия внутри Армении, так и попытки внешнеполитического маневрирования с участием Китая и Ирана.
Что хочет Россия
Москва стремится навязать Еревану модель «мирного урегулирования», которая позволила бы сохранить присутствие России в Сюнике — либо в виде «миротворческого» контингента, либо как гарант безопасности транспортного маршрута. Такой вариант повторял бы логику Лачинского коридора и, по сути, означал бы установление российского контроля над логистическим узлом между Азербайджаном и Нахичеванью через армянскую территорию.
Этому также служат попытки политической и идеологической дестабилизации внутри Армении. Пророссийские структуры, включая часть оппозиции, церковные круги и информационные ресурсы, активизировались с целью расшатать позиции правительства Пашиняна и навязать повестку «традиционных ценностей» и антизападной риторики.
Поддержка от Китая: расчет на пассивную лояльность
Москва рассчитывает, что Пекин займет выгодную для России нейтральную позицию. В идеале — Китай не должен вмешиваться в дела Сюника, а также воздержится от инвестиций в альтернативные маршруты, которые могли бы усилить позиции Еревана без участия Москвы. Кроме того, Россия надеется, что Пекин не поддержит западную транспортную инициативу «Срединного коридора», где Армения могла бы стать транзитной страной.
Однако Китай сохраняет стратегическую двусмысленность. Он продолжает развивать связи как с Ереваном, так и с Анкарой и Баку, не делая ставок на односторонние проекты. Более того, Китай заинтересован в стабильности, а не в усилении влияния России в регионе, и это ограничивает степень его поддержки.
Роль Ирана: союзник или конкурент?
С Ираном у Москвы двойственная ситуация. С одной стороны, Иран также выступает против экстерриториального коридора через Сюник, что объективно совпадает с интересами Армении и противоречит планам Азербайджана. С другой стороны, Москва опасается усиления армяно-иранского стратегического альянса, который может окончательно вытеснить Россию с формулы регионального баланса.
Тем не менее, Россия надеется, что Иран не пойдет слишком далеко в поддержке Пашиняна, особенно в случае обострения. Тегеран занимает прагматичную позицию, балансируя между противодействием Турции и интересами на Кавказе, но всё чаще демонстрирует симпатии к Еревану как к партнеру, способному сдерживать турецко-азербайджанскую ось.
Итог: Москва в цейтноте
Россия проигрывает стратегическое пространство в Сюнике. Пашиняну удается жёстко и последовательно блокировать попытки реванша со стороны Москвы, сохраняя суверенитет над армянской территорией. Запад поддерживает формат разблокировки, при котором Армения остаётся полноправным участником, а не объектом.
В этих условиях Кремлю остаётся лишь тактика дестабилизации и попытка заручиться «внешним невмешательством» от Китая и Ирана. Но и это работает всё хуже. Регион перестает быть зоной монополии Москвы и превращается в пространство баланса, где России приходится играть не первую, а порой даже третью скрипку.
Сюник становится лакмусовой бумажкой: кто контролирует его политически и логистически — тот задаёт правила на Южном Кавказе. Пока что все указывает на то, что контроль этот всё меньше связан с Россией.
Комментарии
Отправить комментарий