Эпоха дешёвой нефти и азербайджанская элита
Мировые прогнозы всё настойчивее указывают на то, что уже в 2026 году цена нефти может опуститься ниже 60 долларов за баррель. Для стран-экспортёров это не просто цифра на бирже — это фактор, который определяет стабильность бюджетов, социальных систем и, в конечном счёте, политическую устойчивость правящих элит. Азербайджан, экономика которого напрямую завязана на доходы от углеводородов, окажется в зоне особого риска.
Снижение нефтяных котировок означает прежде всего падение экспортной выручки. Баку привык строить социальный контракт с обществом на основе перераспределения нефтяной ренты: щедрые госрасходы, масштабные инфраструктурные проекты, поддержка пенсионеров и малоимущих. Когда цены высоки, этот механизм работает. Но если нефть удержится в районе 50–55 долларов, а тем более опустится ниже, ресурсная база для подобных расходов резко сузится.
Уже сегодня социальные расходы составляют около 40% всего бюджета Азербайджана (для сравнения: в Армении это порядка 25–27%, а в Грузии — около 30–32%). Это эквивалентно примерно 10 миллиардам долларов в год. Это пенсии для почти двух миллионов граждан, пособия для сотен тысяч семей, льготы и адресные программы. Даже при сохранении нынешних цен на нефть балансировать эту систему непросто. В условиях падения цен дефицит бюджета почти неизбежен.
Для правящей элиты это означает двойное давление. С одной стороны — необходимость урезать расходы, что чревато массовым недовольством и протестными настроениями. С другой — рост внутренних издержек на поддержание лояльности бюрократии, силовых структур и связанных с властью бизнес-групп. Система, десятилетиями жившая на нефтяной игле, оказывается без прежних возможностей.
Опасность заключается ещё и в том, что альтернативных источников крупных доходов у страны пока нет. Азербайджан стремится развивать транзит, логистику, сельское хозяйство, но масштабы этих направлений пока несопоставимы с нефтегазовой рентой. Поэтому элите придётся искать способы удержать контроль в условиях резкого сжатия «денежной подушки».
История показывает, что эпоха дешёвой нефти часто становится временем политической турбулентности для нефтяных государств. И Азербайджан не исключение. Если в 2026 году цены действительно рухнут и задержатся на низких уровнях, правящей элите придётся столкнуться не только с экономическим кризисом, но и с испытанием прочности её социального контракта с обществом.
И даже если мировые котировки через несколько лет вновь поднимутся, сама система уже не станет устойчивее: зависимость от нефтяной ренты останется, а уязвимость перед очередным падением цен будет только расти. Без глубокой диверсификации экономики Азербайджан обречён вновь и вновь проходить через циклы подъёмов и кризисов, где судьба правящей элиты тесно связана с ценой барреля. Но в условиях той чудовищной коррупции, что есть в Азербайджане, попытки диверсификации экономики вряд ли приведут к успеху. В таких случаях обычно бюджетные средства, направленные на диверсифицирование, быстро распиливаются.
P.S. В этих условиях ситуация может неожиданно сыграть на руку Армении. Дешёвые энергоресурсы дают её экономике шанс на дополнительный рост, а это потребует увеличения импорта углеводородов. Армения способна предложить Азербайджану занять эту нишу и поставить недостающие объёмы нефтепродуктов — с минимальными издержками на логистику и высокой маржой. Для Баку это может означать быстрые доходы в размере 100–200 миллионов долларов, способные временно залатать бюджетные дыры. Для Еревана — не только доступ к относительно дешёвым нефтепродуктам, но и возможность выторговать у соседа нечто значимое в политической плоскости, ведь у Еревана проблем с поставщиками нет.

Комментарии
Отправить комментарий